Коды валютных операций в 2021 году

В последнее время популярность валютных операций заметно выросла. Это связано с нестабильной экономической ситуацией. Меняющийся курс рубля заставляет обращать внимание на денежные единицы других стран, которые зачастую вызывают больше доверия. Но чтобы принимать грамотные решения полезно иметь дополнительные знания в этой области, в том числе и чисто технические.

Ни одно финансовое действие с валютными ценностями не обходится без проставления специального идентификатора — кода валютной операции (КВО). Именно о нем пойдет речь в данной статье. Разберем, что такое коды валютных операций, для чего они нужны и какие бывают.

Что такое код валютной операции

Для начала рассмотрим, что такое валютная операция. Под этим определением необходимо понимать какие-либо действия, производимые в отношении тех или иных валютных ценностей. В том числе это может быть переход прав собственности и даже полное прекращение обязательств. И как раз для того, чтобы было понятно, какая именно операция была произведена, проставляется код.

Найти коды видов валютных операций можно непосредственно в самих платежках. Эти идентификаторы проставляются в специальных графах расчетных бумаг в тех местах, где отображаются назначения совершаемых оплат.

Для валютных операций предусмотрены специальные коды

КВО состоит из пяти знаков. Перед ними в обязательном порядке проставляются две латинские буквы — V и O, которые не разделяются пробелами.

Валютный код, состоящий из цифр и букв, с обеих сторон ограничивается фигурными скобками.

Иными словами, КВО в любом документе будет выглядеть следующим образом:

{VOххххх}, где xxxxx — это и есть наш идентификатор.

В каких случаях указываются коды валютных операций

Чтобы правильно работать с денежными единицами других государств, необходимо понимать, когда нужно проставлять КВО. Как правило, это две большие группы действий:

  • заполнение справок о проведении финвалютных операций;
  • заполнение расчетных документов (платежек) по рублевым платежам в ряде случаев ведения дел с нерезидентами РФ.

На втором пункте следует остановиться более подробно. КВО потребуется, если плательщик — резидент, а получатель денег — нет.

Также без шифра не обойтись при переводах финансов резидентами на счета (собственные или чужие), открытые в банках-нерезидентах.

И последнее: код валютной операции в платежном поручении обязательно должен быть проставлен, если в качестве плательщика выступает нерезидент.

Перечень кодов валютных операций

Существует несколько десятков КВО. Мы рассмотрим подробнее только наиболее популярные из них. Подробное описание идентификаторов поможет гораздо лучше ориентироваться в рассматриваемом вопросе.

Довольно часто на практике встречается код валютной операции при перечислении зарплаты нерезиденту резидентом. Он представляет собой набор из следующих цифр — 70060. А вот нерезидент начисляет зп нашему налогоплательщику с использованием кода 70050. Как видите, отличие всего в одну цифру.

Еще один важный набор цифр — 20200. Он применяется тогда, когда нерезиденты оплачивают какие-либо произведенные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности (включая авторские права на них), осуществление доверительного управления. Такие операции также довольно распространены, поэтому данный шифр стоит запомнить.

Полезно будет узнать, что означает код валютной операции 21200. Он проставляется в платежках за оказанные нерезидентом услуги.

Коды отражаются в оформляемых документах на валютную операцию

Также многих заинтересует расшифровка кода валютной операции 11100. Этот шифр используется для обозначения расчетных операций и авансовых платежей за ввозимые на территорию РФ товары, в том числе, если они производятся по агентским и поручительским договорам. В роли плательщика выступает резидент, а получает деньги уже нерезидент.

Также более подробно стоит поговорить о шифре 11200. В кризисных условиях он становится актуален как никогда. Дело в том, что этот идентификатор обозначает расчетные действия резидентов в тех случаях, когда нерезидент позволяет отсрочить оплату уже ввезенных на территорию РФ товаров.

КВО довольно много. Для обозначения оплат, производимых резидентами в пользу лиц-нерезидентов по внешнеторговым операциям, относящихся к категории «прочих», используется код валютной операции 35040.

Теперь обозначим последний интересующий нас шифр. Выглядит он следующим образом — 61100. Такой шифр нужен для идентификации валютных переводов, осуществляемых резидентами с одного своего транзитного счета на другой или на р/с, открытый в иностранных денежных единицах.

Если вы не нашли в нашем списке интересующий вас КВО, ознакомиться с полным перечнем идентификаторов можно здесь. Надеемся, информация окажется для вас полезной.

Как понять, какой код необходимо указать в платежном поручении

Прежде всего необходимо понимать, что КВО должен проставляться в платежках только по тем операциям, которые считаются валютными в соответствии с действующим законодательством.

Далее необходимо из действующего перечня идентификаторов выбрать тот, который наиболее полно и достоверно отображает произведенное финансовое действие.

Разумеется, все должно быть выполнено по правилам заполнения, описанным выше.

Если код проставлен неверно, банк вернет документы.

Выводы

Все валютные операции должны правильно идентифицироваться. Для этого в расчетной документации используются коды валютных операций, которые позволяют получить представление о том, какие финансовые действия были произведены.

Код валютной операции при перечислении зарплаты нерезиденту

Расчеты в иностранной валюте подлежат усложненному контролю. Проверяют сделки банковские учреждения. Они анализируют все условия операции, устанавливают их соответствие закону. Код валютной операции – это инструмент, облегчающий проверку и идентифицирующий вид документа.

Что собой представляет код вида валютной операции

КВВО – это значение из пять чисел, обозначающее вид сделки. Код выбирается в зависимости от предназначения платежа, содержания бумаг, сопровождающих сделку. Если платежное поручение и код не соответствуют друг другу, платеж отклоняется. Перечень КВВО содержится в Инструкции ЦБ №181-И от 16 августа 2017 года.

Где указывать код? Если это поручение на операцию в рублях, нужно поставить его перед текстом о назначении платежа. В других банковских бумагах КВВО указывается в строке, специально отведенной под это. Код – это и буквенные, и цифровые значения. Между буквами и числами не нужно ставить пробелы или другие символы.

КВВО состоит из двух частей. Первая обозначает класс сделки, вторая – ее суть. Рассмотрим пример. Код операции – 10100. Его составляющие:

  • 10 – обозначает вывоз продукции с территории России.
  • 100 – свидетельствует, что покупатель совершил предоплату.

Само наличие этого кода обозначает, что это операция с зарубежным контрагентом.

К СВЕДЕНИЮ! Иногда при выборе КВВО у бухгалтера возникают проблемы. Кодов в инструкции ЦБ много. Не всегда просто определиться, какой именно подходит для конкретной операции. Если бухгалтер боится допустить ошибку, он может попросить совета у представителя обслуживающего банка.

Когда нужен код

КВВО нужен при этих операциях:

  • Оплата услуг или продукции в валюте. Деньги переводятся от резидента нерезиденту.
  • Рублевый перевод денег от нерезидента.
  • Списание валюты на счет.
  • Расчеты с банковским учреждением, не являющимся резидентом.

Обычно код требуется при заполнении заявки на перевод валюты, поручения, справки. То есть он нужен при оформлении банковских бумаг.

Группы кодов

Группа КВВО – это первые 2 цифры, раскрывающие класс операции. Рассмотрим эти группы и их значение:

  • 01 и 02 – конверсионные безналичные платежи.
  • 10 и 11 – платеж за экспорт или импорт продукции.
  • 12 и 13 – оплата продукции без ввоза и вывоза.
  • 20 и 21 – оплата услуг, работы, прав на интеллектуальную деятельность.
  • 22 и 23 – оплата по соглашениям смешанного вида.
  • 30 – платежи за недвижимость.
  • 32 – оплата по соглашению уступки требования.
  • 35 – прочие платежи.
  • 40 и 41 – выдача кредитов.
  • 42 и 43 – оплата кредитов и процентов по ним.
  • 57 – оплата по соглашениям о доверительном управлении.
  • 58 – оплата по соглашениям о брокерском обслуживании.
  • 70 – операции, не связанные с торговлей (к примеру, перевод зарплаты или пенсии).
  • 90 – прочие операции.

Следующие три цифры раскрывают содержание операции. Пример: код 70 оказывает на неторговую операцию. Последние цифры обозначают, какой именно перевод совершен. К примеру, это может быть выплата командировочных.

КВВО для операций

Приведем коды, которые обычно сопровождают операции:

Это перечень самых распространенных КВВО. Остальные коды есть в Инструкции ЦБ №181.

Другие операции

КВВО нужен и при работе с иностранной валютой:

  • 01010 – реализация валюты за рубли.
  • 01030 – покупка валюты за рубли.

Пример использования кода

У нерезидента приобретена продукция. Она была транспортирована в Россию на основании положений внешнеторгового договора. Нужный код зависит от выбранного вида оплаты:

  • 10100 – для предоплаты.
  • 10200 – постоплата.

Что делать, если товар нерезидента находится на территории России? Применяется код 13010. Обоснованность его использования подтверждается накладной с российским адресом местоположения продукции.

К СВЕДЕНИЮ! Код 13010 не подходит для топлива и прочих ресурсов для эксплуатации ТС. Покупка топлива сопровождается этими КВВО: 22110 (сделка с предоплатой) и 22210 (постоплата).

Код при выплате зарплаты нерезиденту

В штате компании могут присутствовать нерезиденты. Нерезидент – это любое лицо без российского паспорта, гражданства. В рамках валютного контроля неважно, сколько времени иностранец жил в России. В любом случае он считается нерезидентом. При выплате вознаграждения иностранному лицу также используются коды.

Читайте также:  Что будет, если не платить кредит вообще - последствия, риски, советы юристов

Платежи в пользу нерезидента обозначаются кодом 70060. Но для использования этого КВВО недостаточно предоставить в банк только платежное поручение. Скорее всего, понадобится также трудовое соглашение с иностранцем, копия его паспорта.

Вознаграждение сотруднику – это не только зарплата, но и другие выплаты. И каждому платежу присваивается свой код:

  • 70200 – платежи по авансовому отчету (к примеру, командировочные траты).
  • 70030 – социальные платежи (к примеру, материальная помощь).
  • 70120 – платежи, совершенные по судебному решению.

При оплате в банк отправляются сопроводительные документы. Их перечень зависит от вида операции. К примеру, нерезиденту начисляются командировочные. В этом случае в банк направляется приказ о командировке.

Куда поместить код

КВВО вписывается в поручение. Форма этого документа утверждена ЦБ 19 июня 2012 года (Положение №383). Однако в поручении нет строки «Код валютной операции». Что делать? Код ставится в поле «Назначение платежа».

Сначала пишется VO, а затем цифры кода. После значение заключается в скобки. КВВО выглядит таким образом: . Не допускается пробелов внутри скобок.

Что будет, если в поручении нет кода

Если в поручении нет кода или он неправильно указан, банк отклоняет платеж. Основание отклонения – невозможность контролировать движение средств. Если банк прислал платежное поручение обратно, то придется заполнять его снова, но уже с указанием КВВО.

kod_valyutnoy_operacii_pri_perechislenii_zarplaty_nerez >

Код валютной операции – это специальный шифр, который состоит из пяти цифр и отражает сущность конкретной банковской операции. Расчеты российских работодателей с работниками, не являющимися резидентами РФ, также относятся к валютным операциям и соответственно имеют свой код.

Читайте так же:  Договор социального партнерства

Кто такой нерезидент с точки зрения валютной операции

Прежде чем определять код валютной операции при перечислении зарплаты нерезиденту нужно понять, кто в данной ситуации будет относиться к этой категории.

Согласно статье 1 Федерального закона о валютном регулировании и контроле № 173-ФЗ от 10.12.2003 г., нерезидентами будут считаться следующие работники:

Работник, являющийся гражданином иностранного государства или относящийся к лицам, не имеющим гражданства.

Вышеуказанные категории не имеющие вида на жительство.

Обратите внимание! Определения резидента при операциях с валютой и резидента при расчете налога на доходы физических лиц – это два разных понятия. Валютное законодательство не признает резидентом трудящегося-иностранца, даже если он будет находиться на территории страны указанное в п. 2 ст. 207 НК РФ время (183 дня в течение 12 месяцев, идущих подряд).

Код операции при перечислении зарплаты нерезиденту

Перечисление зарплаты нерезиденту признается валютной операцией. Все коды таких операций можно найти в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (Приложение № 1).

  • Код вида валютной операции «зарплата нерезиденту»: 70060.
  • Данный код используется следующим образом:
  • его проставляют в поле платежного поручения «Назначение платежа»;
  • код обязательно указывается перед текстом;
  • цифры берутся в фигурные скобки — ;

в скобках помимо цифр кода не должно быть больше никаких знаков. Даже наличие пробела будет считаться ошибкой.

Пример, как отражается код валютной операции «зарплата нерезиденту» в платежке:

Заработная плата за июль 2019 года.

Данный код будет использоваться только в том случае, когда работодатель перечисляет зарплату нерезиденту безналичным способом. При расчетах через кассу он не используется.

Можно ли рассчитываться с нерезидентом через кассу

В данном вопросе есть две противоположные точки зрения:

П. 2 ст. 5 закона № 173-ФЗ говорит о том, что если в отношении каких-либо валютных операций не установлен отдельный порядок законодательными актами, то они могут совершаться в любом порядке. Это же подтверждается Определением ВАС РФ от 27.01.

2014 № ВАС-19914/13, установившим, что выдача зарплаты нерезиденту через кассу будет законной.

Аргументом в пользу этой точки зрения служит отсутствие в законе обязанности заводить расчетный счет нерезиденту для получения зарплаты от работодателя-резидента.

Изменение валютного законодательства с 1 июля 2021: использование электронных кошельков

Илья Назаров, управляющий партнер

1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный Закон от 30.12.

2020 № 499-ФЗ “О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе», который вносит изменения в порядок использования валютными резидентами РФ иностранных электронных кошельков (платежных систем) и вводит новый термин: «Переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг«. Данный термин теперь используется в в нормах ст 12 ФЗ -173, при этом, более коротко его можно сформулировать как «расчет через электронный кошелек».

На кого распространяется

Закон распространяется на валютных резидентов РФ:

  • физических лиц, имеющих паспорт РФ или российский ВНЖ;
  • российских юридических лиц и ИП

Большая часть изменений касается российских юридических лиц и ИП, использующих в своей предпринимательской деятельности электронные кошельки в платежных системах.

Какие бывают электронные кошельки (платежные системы)

Использование электронных кошельков становится очень удобным. «Электронный кошелек» по своей сути это программное обеспечение, которое обслуживается платежной системой. Т.е.

в большинстве случаев корректно говорить «электронный кошелек в платёжной системе».

Однако, в большинстве случаев, говоря, «электронный кошелек» подразумевают «платежную систему» и наоборот, поэтому для данного обзора будем считать эти термины эквивалентными друг другу.

При этом само по себе использование электронных кошельков позволяет в некоторых случаях оставаться в тени с налоговой точки зрения, именно поэтому законодательно назрела необходимость регулирования данной области.

Обращаю внимание, что новые требования относятся ТОЛЬКО к зарубежным электронных кошелькам, то есть, если у Вас имеется электронный кошелек — уточните, в первую очередь, заключен ли между Вами договор с российским юридически лицом (кошельком, платежной системой) или с иностранным. Если с российским — данные изменения в законодательстве для Вас неактуальны.

Наиболее распространенные российские электронные кошельки: Яндекс Деньги (ЮMoney), WebMoney (может быть также и иностранным!), PayPal (может быть также и иностранным!), Qiwi, RBK Money, VK Pay.

Наиболее распространенные зарубежные электронные кошельки: WebMoney (может быть также и российским!), PayPal (может быть также и российским!), Skrill (Moneybookers), OKPay, Perfect Money, EasyPay, PaySera, Payeer, EuroPlat, Rapida, AdvCash, EcoPayz, Papara, Liqpay, ePayments, SolidTrustPay, Advanced Cash.

Еще раз обращаю внимание, что указанный выше список электронных кошельков — ориентировочный и для точного понимания статуса кошелька необходимо проанализировать договор (или оферту, расположенную на сайте).

Требуется ли подача Уведомления о наличии электронных кошельков в платежной системе

В ч 2 ст 12 ФЗ -173 » О валютном регулировании и валютном контроле» , устанавливающую обязанность по подаче Уведомлений изменения НЕ вносились, ОДНАКО, сохраняется обязательство представлять Уведомления о счетах в иных организациях финансового рынка (ИОФР), к которым возможно отнести и платежную систему (В соответствии с Информацией ФНС РФ: «Организациями финансового рынка также признаются иные организации или структуры без образования юридического лица, которые в рамках своей деятельности принимают от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.»).

Некоторые занимают позицию о том, что в платежной системе открыт НЕ счет, поэтому подача уведомления не требуется и не требовалась.

С учетом того, что движение электронных средств по электронному кошельку необходимо будет отдельно представлять в налоговый орган (см ниже), считаю, что верным будет вариант подачи Уведомления об открытии электронного кошелька, если он открыт после 1 января 2021 года.

Запрет на использование электронных кошельков для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также для расчетов по внешнеторговым контрактам и договорам займа

Данное нововведение актуально в первую очередь для российских юридических лиц и ИП, а также физических лиц-самозанятых. С 1 июля 2021 года в соответствии с ч 4 ст 12 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»:

  • запрещается принимать электронные деньги с электронных кошельков (платежных систем) в качестве оплаты за товары (работы, услуги), результаты интеллектуальной деятельности, за исключением расчетов через платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы;
  • запрещается использование электронных кошельков (платежных систем) для переводов, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и / или по договорам займа;

Норма закона сформулирована довольно сложно, поэтому процитирую ее также здесь:

  • ч 4 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ:
  • «Резиденты могут осуществлять переводы денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, за исключением приема таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также операций с использованием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и (или) договорами займа.
  • Положения абзаца шестого настоящей части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.»
Читайте также:  Россиян с минимальной зарплатой могут освободить от подоходного налога

То есть если Вы ведете бизнес в РФ (от имени своего ИП или российского юр лица), а именно продаете товары, оказываете услуги, выполняете работы или получаете оплату за предоставленные результаты интеллектуальной деятельности, и у Вас для удобства расчетов с иностранными покупателями имеется зарубежный электронный кошелек — с 1 июля 2021 года Вам запрещается принимать на него оплату с электронных кошельков Ваших покупателей по описанным выше основаниям, т.е. запрещается использовать его в коммерческой деятельности. Оплату необходимо будет принимать с банковского счета покупателя на Ваш банковский счет, либо с использованием карты иностранной платежной системы (выдаются такие карты с соблюдением регулирующих требований РФ), если она имеется у покупателя.

Вам также нельзя будет использовать электронный кошелек, чтобы заплатить иностранному поставщику или предоставить /получить займ.

Таким образом, представляется, что зарубежные электронные кошельки с 1 июля 2021 становится возможным использовать:

  • юридическим лицам и ИП — для приема и расходования средств по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (т.е. практически полный запрет на использование зарубежных электронных кошельков в коммерческих целях);
  • физическим лицам — для покупок через интернет (т.е. совершения расходования) в иностранных магазинах, а также для приема средств, но по основаниям, НЕ связанным с предпринимательской деятельностью (например, переводы между родственниками или друзьями). Также формально физическим лицам нельзя зачислять на электронный кошелк средства от продажи чего-либо (например, автомобиля) или от даже разового оказания услуг или выполнения работ

Нами в ФНС РФ направлен запрос на разъяснение того, что покупка физическим лицом со своего иностранного электронного кошелька товаров или услуг в интернете — законная валютная операция, разрешенная к проведению через электронный кошелек и НЕ является формально внешнеторговой деятельностью для целей новых норм.

Кто вправе НЕ соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам

Как и в отношении требований к порядку проведения валютных операций по счетам в банках и ИОФР — требования к порядку осуществления переводов денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, не применяются к физическим лицам — резидентам, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней — ч 8 ст 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Юридические лица и ИП должны соблюдать порядок проведения валютных операций по электронным кошелькам во всех случаях без исключений.

Ответственность

Федеральным законом от 11 июня 2021 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые меры ответственности, связанные с незаконным использованием электронных кошельков. Обращаю внимание, что штрафы вступают в силу только с 1 октября 2021 года.

За использование электронного кошелька в случаях, когда это запрещено:

ч 1 ст 15.25. КоАП РФ
Осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, переведенных без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг; на должностных лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

Появилась новая мера ответственности (новая часть статьи) за непредставление резидентом в налоговый орган Отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку не представлялся до выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 1.1. ст 15.25. КоАП РФ
Непредставление резидентом в налоговый орган отчета о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, если представление такого отчета является обязательным, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы средств, зачисленных на электронное средство платежа, предоставленное иностранным поставщиком платежных услуг, за отчетный период.

Остальные нарушения, связанные с просрочкой подачи нового Отчета о движении средств по электронным кошелькам и непредставлением подтверждающих документов (для юр лиц и ИП), приравняли по мерам ответственности к ответственности за несдачу отчетов о движении средств по банковским счетам и счетам в ИОФР (подразумеваются случаи, когда отчет о движении средств по электронному кошельку был представлен резидентом самостоятельно с пропуском срока, но ДО выявления соответствующего нарушения налоговым органом):

ч 6 ст 15.25.

КоАП РФ
Несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг и (или) подтверждающих документов,  —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лицот 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.1. ст 15.25.

КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов не более чем на 10 дней

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц в размере от 500 до 1.000 рублей; на юридических лиц — от 5.000 до 15.000 рублей.

ч 6.2. ст 15.25.

КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 10 дней, но не более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1.000 до 1.500 рублей; на должностных лиц в размере от 2.000 до 3.000 рублей; на юридических лиц — от 20.000 до 30.000 рублей.

ч 6.3. ст 15.25.

КоАП РФ
Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов более чем на 30 дней —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2.500 до 3.000 рублей; на должностных лиц в размере от 4.000 до 5.000 рублей; на юридических лиц — от 40.000 до 50.000 рублей.

ч 6.5. ст 15.25.

КоАП РФ
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, выразившегося в несоблюдении установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации либо о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, и (или) подтверждающих документов, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20.000 рублей; на должностных лиц в размере от 30.000 до 40.000 рублей; на юридических лиц — от 400.000 до 600.000 рублей.

Новый Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг

В дополнение к Отчёту о движении денежных средств и иных активов по счета в банках и ИОФР за пределами территории РФ (ОДС) в законе появляется новая форма отчетности — Отчет о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг — абз 1 и абз 2 части 7 статьи 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Таким образом, если у Вас есть электронный кошелек — движение электронных средств платежа по нему необходимо отразить в Отчете о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, который в первый раз необходимо представить в ИФНС в те же сроки как и ОДС:

  • для юридических лиц и ИП — за 3 квартал 2021 года — в течение 30 календарных дней с момента окончания 3-го квартала, т.е. до 30 октября 2021 (вместе с выписками по электронному кошельку, начиная с 3-го квартала 2021);

Валютный контроль 2021: что нужно знать

Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки.

Читайте также:  Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование.

Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.

Законодательная база

Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании…».

Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».

Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.

Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.

Формы и принципы валютного контроля

Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:

  1. Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
  2. Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
  3. Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
  4. Защита прав всех сторон сделки.

Валютный контроль делится на следующие формы:

  1. Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
  2. Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
  3. Последующий, проводимый после завершения сделки.

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами. В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.

В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.

Сделки, подлежащие валютному контролю

К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:

  1. Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
  2. Любые операции между нерезидентами и резидентами.
  3. Рублевые сделки между нерезидентами.
  4. Валютные сделки между резидентами.

Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».

А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции.

Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован.

Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.

Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.

Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД

Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.

СуммаЭкспортИмпорт или кредитование
до 200 тыс. руб. документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п.
от 3 млн руб. до 6 млн руб. контракт для регистрации
свыше 6 млн руб. контракт для регистрации

Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.

Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.

По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.

СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.

Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).

Образец заполнения СПД можно скачать здесь

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

ПросрочкаЮридические лицаДолжностные лица и ИП
до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.

Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.

Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *