Обоюдная вина при дтп: кому положена выплата по осаго?

Если признается обоюдная вина в ДТП, выплата по ОСАГО начинает интересовать обоих участников аварии. Каждый автовладелец понимает, насколько высока вероятность стать виновником происшествия на дороге или пострадавшей стороной.

Желая всячески перестраховать себя от вероятных финансовых потерь, стоит разобраться, позволит ли полис ОСАГО частично или полностью компенсировать причиненный ущерб. Также нужно знать, кто получит возмещение от страховщика в случае вины обоих водителей.

«Обоюдная вина»: раскрываем суть фразы

Важно знать! В области административного права понятие «обоюдная вина» вовсе отсутствует.

При обоюдной вине (в простонародье – обоюдке) виновниками происшествия признаются все участники аварии. Сотрудники страховых компаний и ГИБДД обозначают ДТП такой характеристикой, когда каждый участник происшествия в определенной степени нарушил ПДД.

В случае аварии развиваются три ситуации:

  1. Происшествие стало последствием нарушения ПДД одним из участников движения. Результат очевиден, а поэтому рассчитывать на возмещение ущерба может исключительно потерпевшая сторона (по ОСАГО);
  2. Инспекторы ГИБДД выносят постановление относительно прекращения производства. Причина остановки дела – невозможность установить картину происшествия вследствие противоречий в показаниях участников. Если обоюдное согласие не достигнуто, последующее установление виновников ДТП переносится в суд, где окончательное решение принимает уже судья;
  3. Если нарушителями ПДД и виновниками аварии признаны оба участника, то каждый из водителей авто (участник происшествия) получает протокол, а также соответствующее постановление, указывающее на административное нарушение.

В юридической сфере обоюдной виной считается только третья ситуация, при которой виновны оба водителя.

После того, как выяснили, что такое обоюдная вина, стоит понимать, кто платит по счетам.

Кому из участников аварии положена компенсация, и в каком размере?

Поскольку законодательство РФ не помогает в решении задач, связанных с обоюдной виной при аварии, страховщики следуют определенным путем:

  1. Осуществляют выплату каждому участнику аварии, являющемуся виновником ДТП, в размере 50% от понесенного ущерба. Как показывает судебная практика, именно такие решения играют ключевую роль. Основой решения суда является норма ГК РФ, согласно которой при отсутствии возможности установить степень вины собственника транспорта, она устанавливается равной для каждого участника ДТП;
  2. Страховщики отказывают клиентам в выплате компенсации, аргументируя решение практической невозможностью установления виновника происшествия. Однако подобные решения страховых компаний являются неправомерными, и уполномоченные специалисты знают об этом, надеясь, что клиент не отправится с иском в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 1083 ГК РФ, компенсационные выплаты обеим сторонам происшествия обязаны осуществляться страховщиками соответственно доле вины в аварии.

В теории подобное требование бесспорно, но в действительности установить меру вины каждого участника происшествия, после чего доказать это суду весьма непросто.

Зачастую суд идет простейшим путем, в результате чего присуждает участникам аварии равные части возмещения.

Каждому водителю, интересующемуся, как выплачивается страховка, важно знать: при вовлечении высококвалифицированных адвокатов удается добиться иного решения, и получить компенсацию в размере 80% или даже 90% (другая сторона происшествия при обоюдной вине получает соответственно 20% или 10%). В реалиях решение бороться до победного конца принимается редкими водителями, даже если степень вины в ДТП очевидно меньше.

Наиболее часто собственники автотранспорта по итогу происшествия (при обоюдной вине) согласны на условия страховой организации, благодаря чему возмещение ущерба осуществляется в равных долях.

Разумеется, подобное поведение страховщика с пострадавшими в результате своих действий водителями обосновано тем, что сотрудники компании не желают взаимодействовать с судами.

Для примера:

  • Ущерб автотранспорта водителя А. А. составил 50 000 рублей, тогда как водитель Б. Б. понес потери в размере 100 000 рублей;
  • При обоюдной вине страховая компания выплачивает деньги в размере 25 000 и 50 000 рублей соответственно.

В худшем случае суд не имеет возможности установить вину одного из участников происшествия, либо не может охарактеризовать ситуацию как обоюдная вина.

Обстоятельства аварии делают невозможными выводы относительно случившегося при отсутствии обоюдного согласия между водителями и свидетелями ДТП.

Такая ситуация будет означать для водителей, ставших виновниками аварии, что они не получат выплаты по полису ОСАГО. Вот почему рекомендуется оформлять полисы ОСАГО и КАСКО.

Преимущества покупки обоих полисов:

  • Экономия времени;
  • Скидка при оформлении ОСАГО и КАСКО в одной компании;
  • Проблемы с одновременной покупкой ОСАГО в большинстве случаев не возникают при имущественном страховании.

Выбирая страховщика для приобретения страхового полиса, следует руководствоваться репутацией конкретной организации.

Страховая компания отказывается выплачивать компенсацию: причины

Для того чтобы избежать неприятных прецедентов со страховой компанией, проинформируйтесь о возможных причинах отказа:

  • Один из виновников ДТП не указан в полисе ОСАГО;
  • Виновный скрылся с места происшествия;
  • На момент происшествия участник находится под воздействием алкоголя;
  • Решение суда обжаловано другой страховой компанией или одним из виновников происшествия.

Зная о возможных аргументах страховщика не в вашу пользу, вы можете подготовиться и защититься на каждый из перечисленных случаев.

Оформление аварии

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров. Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой (идеальным вариантом окажется видеозапись). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

Следуя приведенным выше пунктам, водитель избежит ответственности и штрафа со стороны сотрудника дорожной полиции.

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Если инспектор упустил из виду какую-либо деталь, которая кажется вам важной, обязательно укажите ему на нее!

Оформление Европротокола

Стоит уделить немного внимания Европротоколу, которого может не оказаться у виновника происшествия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясняем: Европротоколом называется специальная форма Извещения относительно дорожно-транспортного происшествия, заполняемая участниками аварии.

Документ подтверждает право одного из участников ДТП на выплату со стороны страховщика по ОСАГО. Также протокол характеризуется как система, с помощью которой удается оформить документы о ДТП без привлечения ГИБДД.

Как правильно составить Европротокол читайте здесь

Что в итоге?

После того как вы разобрались, что значит «обоюдная вина» и каковы ее последствия, стоит подвести итог. Если будет возможность оформить обоюдную вину с равной компенсацией ущерба, страховая компания непременно воспользуется этим и предоставит выплаты обоим участникам ДТП в размере 50%.

Если вы не согласны с таким решением, получаете право обратиться в суд с иском для требования об увеличении размера выплаты. Для этого понадобится привлечь хорошего адвоката.

Обоюдная вина при ДТП

Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Случается, что в ДТП виноваты оба водителя.

Это приводит к возникновению сложностей с выплатой по ОСАГО. Для возмещения ущерба стороны могут оспорить решение ГИБДД и обратиться в суд.

Чтобы разобраться в том, кому из потерпевших полагается страховая выплата, необходимо сначала понять, как трактуется обоюдная вина в законодательстве. В данном материале мы также расскажем, какова роль представителей ГИБДД в ее определении на месте происшествия.

Понятие обоюдной вины при ДТП

Оба водителя признаются одинаково виновными в возникновении ДТП, если они в равной степени нарушили правила дорожного движения. Также это возможно, если ситуация не позволяет установить виновное лицо. Например, если отсутствуют весомые доказательства и свидетели, либо положение транспортных средств было изменено до приезда представителей дорожной полиции и т.д.

Факт дорожно-транспортного происшествия устанавливается исключительно органами ГИБДД. Согласно закону, на место аварии их должны вызвать водители. Чаще всего вина одного или обоих автовладельцев устанавливается непосредственно на месте происшествия.

Чтобы вина была обоюдной, достаточно наличия хотя бы одного факта нарушения ПДД со стороны каждого из водителей

Читайте также:  Акт согласования границ земельного участка с соседями: образец

Если свидетельств и улик недостаточно, чтобы предъявить вину, сотрудники ГИБДД имеют право отметить в протоколе, что она не была установлена по причине противоречивости показаний. В этом случае ее должен установить суд. Он обладает правом признавать водителей виновными в любом процентном соотношении, что зависит от различных обстоятельств.

При возникновении ДТП оба водителя должны сохранять спокойствие и без необходимости не перемещать транспортные средства до приезда сотрудников постовой службы.

Важно помнить, что уехать можно лишь в нескольких случаях:

  • водители на месте составили европротокол и мирно разошлись, не вызывая сотрудников ГИБДД;
  • возникла необходимость освободить дорогу, так как авария спровоцировала возникновение затора;
  • необходимо было отвезти пострадавших в больницу.

Место ДТП фиксируется аварийными знаками в соответствии с ПДД. До прибытия полиции водителям следует внимательно осмотреть характер повреждений автомобилей. Также стоит вспомнить все характерные особенности происшествия.

Если поблизости находятся прохожие, нужно попросить нескольких из них засвидетельствовать ситуацию и дождаться сотрудников ДПС.

Как правило, автовладельцы могут самостоятельно признать обоюдность вины, если представители ГИБДД не смогли выявить конкретного нарушителя.

Обратите внимание!

Автомобилисты должны подать заявление в суд по месту жительства с просьбой выявить виновного и обязать страховую компанию возместить ущерб лицу, которое будет признано потерпевшим.

При определении вины судебный орган будет ориентироваться по причинно-следственной связи между деяниями каждого из водителей.

Судебная практика уже имеет примеры неоднозначных дорожно-транспортных происшествий, каждое из которых с высокой долей вероятности предусматривает вину той или иной стороны.

Например, в случае удара двигающегося автомобиля о припаркованный в темное время суток будет учитываться соблюдение ПДД как первым, так и вторым.

В любой неоднозначной ситуации суд должен дать ответ на вопрос: «Действительно ли действия обоих водителей привели к возникновению ДТП»? Помимо особенностей поведения и состояния автовладельцев может учитываться действие стихийных сил, наличие неблагоприятных дорожных обстоятельств, из-за которых оказались повреждены оба транспортных средства.

Успех в суде во многом будет зависеть от свидетелей, опытного адвоката и профессионализма самого судебного органа

Если вина все же признана обоюдной, наступает важный этап взыскания полагающейся компенсации.

Обоюдная вина в ДТП: выплата по ОСАГО

Законодательство РФ не имеет конкретных указаний касаемо необходимости возмещения ущерба участникам ДТП, признанным виновными в равной степени. Если обоюдная вина была установлена непосредственно на месте аварии инспекторами дорожно-постовой службы, чаще всего страховые компании отказываются платить.

Вы можете заранее посмотреть, не указан ли иной порядок в заключенном договоре обязательного автострахования.

Обратите внимание!

Если факт обоюдности был установлен не на месте ДТП, а в судебном порядке, именно суд может обязать страховщиков возместить понесенный обоими водителями ущерб.

Для этого автомобилистам необходимо указать данное прошение в исковом заявлении. Размер подлежащей возмещению суммы устанавливает сам суд с учетом обстоятельств произошедшего.

Даже если вина была признана обоюдной, назначается определенное процентное соотношение соответствующей суммы, например, 60% на 40% и т.д.

Даже если оба участника ДТП были признаны виновными непосредственно на месте аварии, все еще можно надеяться на страховую выплату. Необходимо незамедлительно посетить компетентную компанию для оценки в денежном эквиваленте понесенного транспортным средством ущерба.

В дальнейшем обе стороны должны составить иск в суд, указав все особенности происшествия, приложив акты оценки причиненного ущерба. В заявление следует включить прошение о получении выплаты по полису ОСАГО.

Далее все зависит от решения суда. При удачном стечении обстоятельств будет назначена страховая выплата в полном или частичном размере одной либо сразу обеим сторонам.

Единственным надежным способом получения компенсации в случае признания обоих участников ДТП виновными является наличие КАСКО. Это достаточно дорогостоящая услуга, однако неуверенным в себе автомобилистам стоит задуматься о приобретении полиса, чтобы обезопасить личное имущество.

Если же имеется только полис ОСАГО, ситуация будет зависеть исключительно от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия.

Обратите внимание!

Водителям необходимо помнить, что существует сравнительно мало случаев, когда обе стороны несут равнозначную вину. Именно поэтому в целях получения страховой выплаты следует оспаривать решение ГИБДД в суде.

Нередко это помогает добиться установления особого процентного соотношения вины в аварии и позволяет в дальнейшем получить соответствующую выплату от страховой компании.

Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Обоюдная вина в ДТП и выплата по ОСАГО – кто платит?

Согласно положениям ФЗ №40 «Об ОСАГО», пострадавшая при ДТП сторона вправе требовать возмещения причинённого ущерба. Но зачастую в произошедшей аварии виновны оба участника. Как производится, если доказана обоюдная вина, выплата по ОСАГО?

Определение обоюдной вины и нормативная база

Когда причиной аварии стало нарушения ПДД обоими водителями, в отношении каждого составляет административный протокол. Говорить о совместной вине можно только после подтверждения факта двустороннего нарушения ПДД. К примеру, оба автомобиля двигались с превышением разрешённого скоростного режима, или одновременно выехали на перекрёсток на красный свет.

Обоюдная вина при ДТП обязательно фиксируется автоинспектором в составляемом протоколе. В нём указывается информация:

  • О пункте ПДД, нарушенном каждым водителем.
  • Об предусмотренной за это статьями КоАП ответственности.

Несмотря на наличие вины обоих автомобилистов, они имеют право на компенсационное возмещение ущерба от страховой фирмы. Это право закреплено в ст.12 ФЗ №40. Пункт 22 этой статьи гласит: «Если в ДТП виноваты все его участники, то выплаты производятся всем, в зависимости от степени вины».

Степени вины при обоюдном ДТП

Соответственно, определяется и две степени вины в автомобильной аварии:

Определение степени вины не входит в компетенцию страховщика. Сделать это может только суд на основании протокола сотрудника ГИБДД.

Как разная степень вины может расцениваться такой случай: первый водитель ехал, не пристегнувшись ремнём безопасности. Второй же водитель, превысив скорость, проехал на красный свет и врезался в первое авто.

Налицо различная степень вины в произошедшем ДТП, хотя оба шофёра при этом нарушали правила ПДД.

Обоюдное ДТП, кто платит

Согласно ФЗ, погашением причиненного ущерба занимается страховая фирма, каждого владельца попавших в аварию машин. Ранее можно было потребовать оплаты ущерба, или от своей компании, или от противоположной стороны.

Но, после принятия очередных изменений в закон, выплату ущерба при обоюдной вине в ДТП производит только «своя» страховая организация.

После предоставления полного комплекта необходимой документации, владелец пострадавшего автомобиля должен получить компенсацию в 20-дневный срок.

Возмещение ущерба при обоюдной вине водителей

Порядок выплаты страховки, когда установлена обоюдная вина при ДТП, регламентирован ФЗ №40, ст.12. Обычно факт совместного нарушения ПДД устанавливается сотрудником ДПС. Но, если водитель не согласен с выводами инспектора, он вправе обжаловать их в суде.

Как рассчитывается размер возмещения

Степень вины устанавливается судьёй после ознакомления с представленными сотрудниками ГИБДД материалами.

Если установлен равная вина, то каждый из них получит по 50% от величины причинённого их автомобилям ущерба.

Когда же, судья решит, что один из шофёров виноват на 80%, то он получить лишь 20% от суммы вреда, нанесённого его машине. Второй же автовладелец получит компенсационную выплату в размере 80% от понесённого им ущерба.

Можно ли выбирать способ возмещения

С внесением в апреле 2020 изменений в ФЗ №40, водители получили право выбирать форму компенсационного возмещения. Отныне они смогут самостоятельно решать, что для них предпочтительнее: получить выплату деньгами, или отправить авто на ремонт за счёт страховой фирмы.

Процесс получения выплаты

Когда участники аварии согласны на получение страховой компенсации в равных пропорциях, они могут не обращаться в судебные органы. Если один из граждан не согласен, что вина равная, он должен:

  1. Обратиться к своему страховщику после получения копии протокола ГИБДД, и уведомить его о несогласии на выплату 50%.
  2. Далее подаётся иск в суд с требованием определить степень вины каждого участника аварии.
  3. После вынесения решения судьи, копию данного постановления нужно предоставить страховщику.
  4. Получив судебное представление, компания обязана возместить истцу убытки в указанной пропорции.

Если страховая отказала в компенсации

При отказе в выплатах при наступлении страхового случая, сотрудники компании должны это документально аргументировать.

Если клиент не согласен с подобным решением, он может обратиться в вышестоящую инстанцию. Ею для страховых фирм является РСА.

В крайнем случае, следует опротестовать неправомерное решение страховщика в судебных органах, представив отказной документ и доказательства своей правоты.

Заключение

Обоюдная вина – единственная ситуация, когда виновник ДТП может рассчитывать на возмещение ущерба своему ТС. Но для этого потребуется доказать, что в произошедшей аварии виновны не только вы, но и её второй участник.

Самая необходимая информация о выплатах по ОСАГО при обоюдной вине в ДТП

Полис ОСАГО – страховая гарантия для водителей на случай дорожно-транспортного происшествия. Человек, который попал в такую ситуацию, может рассчитывать на частичную либо полную компенсацию расходов на транспортное средство.

Но как происходит выплата, когда виновниками ДТП являются обе стороны, то есть при так называемой «обоюдке»? Какие права и обязанности в таком случае возникают для каждого из участников аварии?

Скрыть содержание

Что это такое?

Большая часть аварий, которые случаются на дорогах, являются следствием вины одного из водителей. Но случаются ситуации, когда они спровоцированы несколькими участниками.

Результатом этого является Постановление о правонарушении в отношении обоих водителей. Именно это есть обоюдная вина.

В законодательных источниках данный термин отсутствует. Его используют лишь сотрудники ГАИ, оформляя аварию, если обнаружены четкие подтверждения того, что обоими водителями были нарушены правила. Обоюдное нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД в индивидуальном протоколе каждой стороны.

Документ обязательно включает себя два пункта: правило, которое было нарушено, и ответственность, которую за это предусматривает закон.

Об обоюдной вине можно говорить лишь тогда, когда каждый из водителей получил протокол и Постановление об административном правонарушении, которое было им совершено.

Читайте также:  Может ли коллекторское агенство подать в суд на должника по кредиту через 3 года и как выиграть суд у коллекторской компании

Возможно ли денежное возмещение ущерба?

В «Законе об ОСАГО» присутствует позиция, которая регламентирует подобные случаи (ст. 12 п.22). Она говорит о том, что выплаты при обоюдной вине водителей производят на основе степени вины сторон, которая была установлена судом. При этом та же статья говорит, что если степень вины не установлена, то страховыми компаниями компенсация выплачивается в равных долях.

Важно! Эта формулировка крайне часто вызывает противоречия.

Причина в том, что уровень виновности каждого участника может не устанавливаться судовыми органами при разных обстоятельствах:

  • Если при разбирательстве суд не установил, какова степень виновности каждой из сторон ДТП.
  • Водители не обращались в суд, ввиду чего степень вины не была установлена.

Обе позиции подходят под то, что описано в законодательстве. Однако каждая из них имеет своих сторонников. Так, некоторые утверждают, что отсутствие обращения в судовые инстанции и значит, что степень сторон не была установлена судом.

А формулировка «судом не установлена» гласит, что со стороны судебных органов были попытки установить уровень виновности. При обоюдной вине сторон судовые разбирательства являются неодолимыми, поскольку закон не предполагает иные варианты.

Однако автолюбители нередко трактуют закон по-своему и утверждают, что страховые компании должны возмещать по 50% компенсации каждой стороны, и обращаться в суд для этого не обязательно. Аргументируют они это тем, что список необходимых для выплат документов не включает в себя судовое решение.

Выплаты в данном случае, конечно, возможны, то точное решение об этом принимает страховая компания.

От чего зависит решение страховой компании?

Вопрос о выплатах решает страховая компания, учитывая при этом ряд факторов. Отказ в компенсациях чаще всего возможен в следующих случаях:

  • один из водителей-участников ДТП не был вписан в полис гражданской ответственности (можно ли получить выплаты в такой ситуации узнаете здесь);
  • одна из сторон находилась в алкогольном либо же наркотическом опьянении;
  • одним из участников ДТП или страховой компанией оппонента было подано заявление об обжаловании судового решения;
  • виновник скрылся с места аварии (как в такой ситуации можно получить компенсацию по ОСАГО читайте тут).

Например, если в ваше авто въехала, допустим, жена владельца другой машины, которая не была вписана в полис ОСАГО, страховая компания может отказать в подаче документов на выплату.

Эта статья гласит, что право требования в данном случае переходит к гражданину, который причинит потерпевшему вред, то есть, тому, кто является непосредственным виновником ДТП. Поэтому пострадавшей стороне должна быть выплачена компенсация.

То же самое касается ситуаций, когда виновник был в наркотическом или алкогольном опьянении. В данном случае при обжаловании участником решения суда страховщик может приостановить процесс выплат, но отказать в них не может.

То же самое касается ситуаций, когда виновное лицо покинуло место ДТП.

Не получить возмещение ущерба можно только тогда, когда личность виновника не была установлена. Если же виноваты оба водителя, у них обоих есть право получить компенсацию.

Кто платит за причинённый ущерб?

Стоит рассмотреть ситуацию, при которой участники ДТП виновны в нем в равной степени. Тогда они оба подают заявления на выплаты в свои СК. После этого возникает ряд юридических аспектов, которые нужно учитывать.

Каждый из участников в этом случае может получить лишь 50% суммы ущерба. Допустим, если ремонт будет стоить 50 тысяч, то будет выплачено только 25 тысяч.

Существует мнение, что остаток суммы на ремонт можно требовать со второго участника аварии, однако это не так.

Есть и более сложные ситуации, когда пострадали обе машины, но ремонт одной стоит, допустим, 300 тысяч рублей, а второй – 1200 тысяч. В этом случае каждый из водителей может также рассчитывать на половину: первый – на 150 тыс. рублей, второй – на 600 тысяч рублей. Однако на данный момент размер компенсации не может быть выше 500 тыс. руб.

После получения водителями выплаты по ОСАГО они имеют право подавать на другого участника в суд для получения оставшейся суммы ущерба. Однако в этом случае возмещение возможно только второму водителю, и сумма будет равняться половине за минусом выплаты, полученной участником ДТП от страховой компании, то есть 120 тыс.*50% – 500 тыс. = 100 тыс.

Справка! На практике большинство подобных ситуаций решается в досудебном порядке, но в ряде случаев водители доходят до суда.

Что может быть, если водители покинули место происшествия по взаимному согласию?

Если в ДТП отсутствуют пострадавшие, и то, у кого какая степень вины, у его участников не вызывает разногласий, они могут не вызывать сотрудников ГАИ, а воспользоваться одним из следующих путей:

  1. Самостоятельно оформить Европротокол (о порядке получения компенсации в случае оформления ДТП по Европротоколу читайте в отдельном материале).
  2. Оформить аварию в отделении ГИБДД.
  3. Не оформлять ничего в официальном порядке.
  • Первый вариант не подойдет для случаев обоюдной вины, поскольку в соответствии с Европротоколом виновен должен быть только один водитель.
  • Второй вариант имеет право на существование, однако в данном случае должны отсутствовать разногласия относительно вины, что на практике встречается нечасто.
  • Если же участники ДТП не планируют оформлять происшествие, поскольку каждый осознает свою вину, и уровень пострадавших при этом отсутствует, то на законных основаниях они могут просто разъехаться, и никакого наказания за это не предполагается.

Но в последнем случае важно обязательно написать расписку о том, что взаимные претензии отсутствуют. В противном случае можно оказаться виноватым в дорожно-транспортном происшествии на 100% , и за оставление места аварии утратить права.

Последствия, если в аварии есть пострадавшие

При наличии в дорожно-транспортном происшествии пострадавших или погибших виновнику будет грозить административная либо даже уголовная ответственность в зависимости от тяжести повреждений.

Такие ситуации рассматривают уже суды по уголовным делам. Если вина обоюдная, то нести ответственность будет каждый из виновников.

И если речь идет о смертельном исходе, как правило, это лишение свободы.

Конечно, за причиненный самому себе вред нести наказания не придется. Если серьезно пострадает только один водитель, то уголовное либо административное наказание полагается лишь второму виновнику участнику вне зависимости от степени его вины.

Если же пострадало лицо, которое не является виновником аварии, к примеру, пассажир, то наказание за причинение травм либо смерти по неосторожности будут нести все виноватые.

При этом нужно помнить, что причиной происшествия должно быть нарушение водителем правил дорожного движения. Лишь в этом случае он будет считаться виновным в произошедшем.

Это было закреплено постановлением №25 Пленума Верховного Суда.

Обоюдная вина в ДТП – довольно неприятная ситуация, поскольку каждый виновник является одновременно и виновником, и пострадавшим, то есть, во-первых, он несет ущерб сам, а, во-вторых, отвечает за вред, нанесенный им другим, соответственно, получить выплату по ОСАГО в данном случае возможно, но она будет серьезно занижена.

Обоюдная вина в ДТП выплата по Осаго

Защитив ответственность и автомобиль перед третьими лицами по Каско и ОСАГО, мы начинаем чувствовать себя намного увереннее и безопаснее управляя автомобилем на дороге. Полис, который обеспечивает гражданскую защиту водителя является обязательным условием законного вождения. Помимо обязательности, «автогражданка» спасает от расходов, которые возникают в результате автокатастрофы.

Участников дорожного движения есть право получить выплату в целях возмещения урона, нанесенного по вине водителя другой машины. В случае доказанной невиновности, страховщики осуществляют страховое возмещение за своего виновного страхователя тому, кому он нанес вред.

Когда правила дорожного движения нарушены обеими сторонами, определиться со степенью вины каждого из участников порой не в состоянии даже сотрудник ГИБДД. Поэтому становится интересно кому полагается выплата по ОСАГО в 2020 году по обоюдной вине, судебная практика которой как предполагается, основана на принципах разумности и справедливости.

Обоюдная вина что это значит

Застрахованный водитель имеет право на возмещение ущерба по ОСАГО. Но такое право распространяется исключительно на невиновного страхователя. Значит, самым распространенным случаем считается автокатастрофа, в которой одно лицо является потерпевшим, а второе виновным.

Когда оба участника ДТП и сотрудник ГИБДД не способны установить виновность сторон, то она станет обоюдной.

Но даже здесь стоит различать степень виновности, поскольку в законе об ОСАГО и КоАП РФ подобных случаев не предусмотрено. Значит, по закону участники ДТП бывают виновны оба, но степень их причастности к происшествию разная.

Как оформлять ДТП при обоюдке

В случае ситуации на дороге, где оба автовладельца признаны виновными в ДТП, обоим водителям независимо от того, считают ли они себя инициаторами происшествия, необходимо действовать по правилам.

Чтобы выплата ОСАГО при обоюдной вине полагалась каждому из водителей в равной доле, надо:

  • Остановиться и не убирать машину до момента прибытия сотрудников дорожной полиции, выставив аварийные знаки и включив сигналы по правилам;
  • Для подтверждения невиновности в суде, зафиксируйте повреждения самостоятельно. Обязательно сохраните запись видеорегистратора, а без него сфотографируйте место происшествия и поврежденные автомобили на телефон;
  • Вызывая сотрудников Госавтоинспекции, не забудьте оповестить о ДТП и страховую компанию;
  • В случае выписки сотрудником ГАИ штрафов ГИБДД только вам, нельзя соглашаться с этим. Подобные действия сотрудников дорожной полиции автоматически лишают вас права на получение выплаты по ОСАГО.

Как доказать обоюдную вину в суде

Ремонт машин после ДТП в случае вины обеих сторон, осуществляется в равной степени, а также соразмерно степени участия в катастрофе. ОСАГО будет лишь в случае доказанности факта равной причастности к происшествию.

Доказать невиновность разрешено с помощью справок и протокола составленных и заверенных на месте происшествия сотрудниками ГАИ. Еще решая вопрос об установлении степени причастности водителя к происшествию на дороге в судебном порядке, пригодятся зафиксированные фото и видеосъемка последствий автокатастрофы.

Читайте также:  Вандализм: ст 214 ук рф с комментариями, состав преступления

Обычно обоюдная вина при ДТП страховой компанией не устанавливается, так же как не вправе этого сделать инспектор ГИБДД. Значит, выплачивается ОСАГО исключительно на основе решения суда.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Как мы уже говорили, выплаты по автогражданской ответственности при обоюдной вине водителей встречаются равные и разные, соразмерно степени причастности. Так, водителю, причинившему вред и тому, кто его причинил выплатят 50 положенных процентов по полису страхования, а также в зависимости от того насколько велика доля виновности второго водителя.

Максимальная выплата по ОСАГО факты и размеры компенсации

По всем страховым случаям (оба участника застрахованы), ответственность за выплату берет на себя страховая компания. Но сумма ущерба для восстановления измеряется не 100% а на основе постановления суда, в зависимости от степени.

Максимально возможная выплата по автогражданке на 2020 год, составляет 400 тысяч рублей. Если пострадали люди, то выплата не больше 500 тысяч.

Кто может рассчитывать на страховку при обоюдной вине

Исходя из примера, выплата компенсации положена обоим участникам автокатастрофы и ее размер определяет лишь суд.

В случае нехватки размера выплаченного возмещения на осуществление качественного ремонта, владелец поврежденного авто не вправе требовать ни со страховой, ни с другого участника ДТП доплаты. Значит, завершить ремонт придется на собственные средства.

Подводные камни нюансы оформления обоюдки

Основной камень преткновения в урегулировании факта автокатастрофы – нежелание второй стороны признавать причастность к происшествию.

Часто сами сотрудник дорожной полиции не в состоянии определить степень вреда водителя.

Но в судебной практике даже предварительное решение ГАИ не играет роли, поскольку учитывается множество иных нюансов способных перевернуть все дело с ног на голову и потерпевший окажется таким же виновником.

Какие последствия могут быть если водители покинули место ДТП по обоюдному согласию

В целях доказать невиновность, водитель должен собрать необходимые документы и регистрационные материалы о происшествии. Попав в серьезное ДТП, где один или оба водителя покинули место катастрофы, не дождавшись сотрудников Госавтоинспекции, за подобное правонарушение последует административное наказание независимо от степени причастности в катастрофе водителя.

Избежать наказания возможно только в случае небольшого дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях владельцы машин вправе разойтись по мирному, а еще просто оформить Европротокол составив схему ДТП, а затем покинуть место происшествия не вызывая ГИБДД.

Обоюдная вина при совершении ДТП: чем грозит этот вердикт ДПС

При попадании в ДТП главным для водителя, виновного в его совершении, становится наличие полиса ОСАГО. Он позволяет избежать проблем и компенсировать весь нанесенный ущерб пострадавшей стороне за счет страховой компании. Однако, бывают ситуации, когда прибывший инспектор выносит решение об обоюдке при ДТП (обоюдной вине).

Это означает, что однозначно виновника определить невозможно, поэтому на пострадавших лежит одинаковая ответственность. Однако, в полисе ОСАГО четко прописано, что оплата вносится пострадавшей стороной.

Чтобы разобраться, как действовать в этой ситуации, нужно понять, что именно входит в понятие обоюдной вины, и как производится расчет компенсаций.

Что значит обоюдка при ДТП

Данное понятие не является официальным, поскольку отсутствует в любых законодательных актах и кодексах. Оно является разговорным и используется для объяснения событий, происходящих в ходе разбирательств по поводу виновности в ДТП каждой из сторон.

Обоюдной виной принято называть ситуации, в которых каждый участник ДТП в какой-то мере нарушил правила дорожного движения, что и привело в итоге к столкновению.

Причем в этот список могут входить такие требования, как остановка в своей полосе в случае обнаружения опасности, и недопустимость маневрирования.

Если пострадавший водитель инстинктивно допустил выезд на встречную полосу, ему уже может быть вменено нарушение ПДД, и вина будет обоюдной.

Итак, понятие обоюдной вины можно охарактеризовать следующим образом: это ситуация, при которой группа разбора ДТП пришла к выводу о солидарной ответственности за совершение дорожно-транспортного происшествия каждой из сторон. В таком случае оба водителя (или больше двух, в зависимости от количества участников) получают свой собственный протокол о правонарушении и признаются виновными в совершении административного проступка.

Кому и сколько заплатят, если оба виноваты

Если у обоих участников ДТП были действующие полисы ОСАГО, они могут рассчитывать на выплату компенсации от страховой компании. Однако, при этом суммы будут срезаны до половины от требуемой. Обычно страховые предлагают одно из следующих решений, основываясь на том, что выплата должна осуществляться виновной стороной:

  1. Каждому из участников выплачивается по 50% от положенной суммы компенсации. Это связано с тем, что степень вины распределяется между ними в равном объеме. Соотношение может быть другим, об этом поговорим немного позже. Его можно изменить в порядке судебного разбирательства, чтобы добиться более справедливой выплаты.
  2. Страховая компания может попытаться отказать в выплате обоим участникам, поскольку установить однозначно виновную и пострадавшую сторону невозможно. Это незаконное решение, и его следует в обязательном порядке оспорить через суд. Такой вердикт выносится целенаправленно для того, чтобы избежать любых выплат. Однако, юристы страховых компаний прекрасно знают о его незаконности, поэтому в большинстве случаев добиться выплаты можно путем правильно составленной досудебной претензии.

Согласно второму пункту статьи 1083 Гражданского кодекса, выплаты должны осуществляться, исходя из соотношения степени вины. Это именно тот случай, когда можно попытаться оспорить соотношение 50/50 процентов.

Чтобы это сделать, необходимо обратиться в суд с исковым заявлением и предоставить доказательства того, что вина в ДТП по большей части лежит на другом участнике, вследствие чего порядок выплат должен быть пересмотрен.

Судебная практика показывает, что иногда можно добиться справедливости, но для этого требуется опытный адвокат, который сможет корректным образом пояснить судье, почему в данном ДТП следует пересчитать соотношение вины водителей.

Если решение будет принято, то даже при обоюдной вине можно попытаться добиться компенсации в 80 или 90 процентов. Для второго участника, имеющего более весомый вклад в произошедшее столкновение, ее размер будет снижен, соответственно, до 20 или 10 процентов. Однако, даже такая ситуация не убережет от пересчета КБМ и последующего повышения стоимости страховки.

Обоюдка при ДТП, кто платит?

Чтобы однозначно ответить на этот вопрос, необходимо полностью изучить материалы дела. Именно это может позволить сместить перевес степени вины в сторону одного из водителей. Если это произойдет, с него и будет взыскана максимальная сумма.

Это все касается ДТП, в которых нет пострадавших, или же у них легкие повреждения. При серьезных проблемах со здоровьем пострадавший может подать иск о взыскании ущерба к каждому из водителей.

Если один из них погиб, то второму придется выплатить всю компенсацию целиком.

Более того, даже если со временем он будет признан невиновным, платить за лечение все равно придется, поскольку он управлял средством повышенной опасности, и этот пункт четко прописан в законодательных актах.

Какие могут быть нюансы

Существует несколько возможностей, при которых обоюдная вина может как сыграть на руку, так и оказаться серьезной проблемой.

  1. Уменьшение собственных расходов. В случае, когда становится явно видно, что лимит страховки не покрывает восстановление автомобиля пострадавшей стороны, можно попытаться добиться признания обоюдной вины, если есть какие-то зацепки, свидетельствующие о данном факте. Не лишним будет извлечение записи с видеорегистратора или камер наблюдения, которая сможет доказать, что водители виноваты в ДТП в равной степени. Это позволит избежать уплаты суммы сверх лимита страховки из своего кармана, да еще и даст право требовать какого-то размера компенсации для восстановления собственного автомобиля.
  2. Отмена вердикта об обоюдной вине. Иногда решение о солидарной ответственности в произошедшем ДТП может быть в корне неверным. Это происходит в том случае, если непосредственно перед столкновением, водителем было нарушено какое-то требование правил дорожного движения, но данное нарушение не могло повлечь за собой произошедшие последствия. Довольно часто группа разбора трактует любое происшествие как причастие к совершению ДТП, но этот факт можно оспорить. К примеру, подобной ситуацией может быть игнорирование требования пропустить пешехода на пешеходном переходе, после чего сразу же происходит столкновение с другим участником, нарушившим правила, касающиеся приоритета пересечения перекрестка. Выходит, что, хоть нарушение и имело место быть, оно никоим образом не могло повлиять на факт ДТП, поэтому вина должна полностью лежать на другом водителе. Это позволит доказать собственную невиновность, и получить компенсацию в полном объеме.
  3. Состояние водителя не должно влиять на вердикт службы разбора. Еще одним ярким примером того, как ситуацию преображают для вынесения обоюдки в том случае, когда ее нет, являются проблемы управления автомобилем в нетрезвом виде. Зачастую выпившего водителя принято винить во всех совершенных ДТП, но в некоторых обстоятельствах он может оказаться пострадавшей стороной. Так происходит, если машина просто стояла на дороге, к примеру, на запрещающий сигнал светофора, и в нее врезался другой водитель. У стоявшего в крови может быть обнаружен алкоголь, после чего часто признается обоюдка в ДТП. Но при этом фактического нарушения ПДД, которое могло бы повлечь за собой ДТП, с его стороны не было. Такой вердикт должен быть однозначно оспорен, при этом штраф и изъятие водительского удостоверения сохраняются как правомерные.

Существует еще множество спорных ситуаций, связанных с обоюдной виной за совершение ДТП. Отчасти они связаны именно с отсутствием данного понятия в официальных документах.

Из-за этого группа разбора происшествия всегда принимает решение на основании собственных оценочных суждений, которые не всегда бывают верными.

Но эти бреши в законодательстве можно использовать и для собственной выгоды, если необходимо частично сбросить с себя ответственность и для этого есть все основания.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *