Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Результаты предписания ГИТ могут быть оспорены и обжалованы.

Проверки Государственной инспекции по труду (ГИТ) — всегда важное и, увы, чаще всего неприятное событие в компании. Это множество срочных внутренних проверок, стресс для инженеров по охране труда и головная боль для работодателей.

Разумеется, у компании, документы которой пребывают в полном порядке, никаких проблем с инспекторами не возникнет — но такое, к сожалению, бывает только в теории.

На практике проблемы и нарушения обнаруживаются у всех — проверяющие ГИТ строги и подмечают каждую мелочь, а их вердикты зачастую грозят организации крупными штрафами. О том, как избежать штрафов ГИТ, мы уже писали ранее.

Тем не менее, есть и приятная новость: результаты предписания ГИТ могут быть оспорены и обжалованы. Процедура обжалования непростая и регламентирована законодательно, и кроме того, у работодателя должны быть неоспоримые доказательства его правоты. Рассмотрим, как это происходит.

Прежде всего, любая проверка, вне зависимости от того, была ли она плановой, внеплановой, документарной или выездной, сопровождается документальным оформлением всех результатов.

Акт, который в двух экземплярах составляют инспектора ГИТ, имеет типовую форму, один такой акт всегда выдается руководителю предприятия — в нем зафиксированы все найденные проверяющими нарушения.

Вместе с актом выдается предписание об устранении нарушений, и вот этот документ и является тем, который можно оспорить (ст. 361 ТК РФ).

Существует два способа оспорить предписание ГИТ — по подчиненности (руководитель проверенного предприятия подает жалобу вышестоящему руководству того инспектора, который приходил с проверкой) и в судебном порядке. Чаще всего причиной обжалования служит предписание о выплате административного штрафа за то или иное нарушение.

Важный момент: для того, чтобы направить жалобу в вышестоящую инстанцию (по подчиненности), у предпринимателя есть 30 дней. Для того чтобы подать обжалование в суд — 10 дней. Если в течение этих 10 дней жалоба не будет подана — штраф вступает в силу, и его необходимо уплатить в течение месяца (30 дней).

Имеется исключение: если решением ГИТ деятельность предприятия приостанавливается, обжаловать такое решение можно только в суде. В остальных случаях руководитель волен выбирать, куда подать жалобу.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Как составить жалобу на решение инспекции ГИТ

Жалобу необходимо составлять в двух экземплярах (один — в суд или вышестоящий орган, второй остается в канцелярии самого предприятия) и по определенным требованиям. При составлении обязательно нужно указать:

  • Реквизиты и наименование органа ГИТ (или должностного лица), чьи предписания оспариваются;
  • Номер и дату предписания, которое обжалуется;
  • Реквизиты и наименование органа, в который направляется жалоба;
  • Реквизиты и почтовый адрес заявителя;
  • Требования заявителя (например, признать жалобу недействительной) и обоснование этих требований (доказательства того, почему решение инспектора неверно). Важно подтвердить свои требования конкретными фактами и документами.

Документ подписывается руководителем организации, либо должностным лицом, в отношении которого инспектором вынесено постановление. Жалобу можно направить по почте (заказным письмом с уведомлением) или подать лично. Направляется она в районный суд (по месту рассмотрения дела), регистрируется в течение одного рабочего дня (следующего после подачи), государственной пошлиной не облагается.

Далее суд, рассмотревший жалобу, может вынести следующие решения:

  1. Оставить постановление без изменения, а жалобу неудовлетворенной;
  2. Изменить постановление;
  3. Отменить постановление и закрыть дело;
  4. Отменить постановление, но вернуть дело на новое рассмотрение;
  5. Отменить постановление и передать дело на рассмотрение подведомственным органом.

Если работодатель будет не согласен с решением суда, обжаловать можно и его, подав заявку в вышестоящий суд. Однако, если дело затянулось и приняло такой оборот, проще будет обратиться к профессиональному юристу.

Если же все суды признают предписание ГИТ правомерным, работодателю необходимо в установленные сроки выполнить требования инспекции, в противном случае — заплатить крупный штраф (и в результате выполнить требования все равно). Работодателю следует помнить о своих правах и настаивать на своей позиции в том случае, если требования инспекции действительно не имеют под собой достаточной основы, и если у него имеются весомые доказательства.

Обжалование предписания трудовой инспекции — Проверка Труда

После завершения работы ГИТ на предприятии, инспектор оформляет акт с результатами и, при обнаружении нарушений — предписание об их устранении. Если руководитель компании считает, что инспектор ошибается, он может оспорить его выводы в соответствии со ст. 361 Трудового кодекса Российской Федерации.

Обжалование результатов проверки– это непростая процедура, но если вы приняли такое решение, стоит начать ее незамедлительно!

К кому и зачем приходит гит?

Главная задача такого визита – контроль соблюдения трудового законодательства. С этой целью она может проводить проверки – плановые и срочные. При этом расписание такой работы составляется заранее и публикуется в общем доступе. А это значит, что работодатель заблаговременно может узнать, что к нему планируют визит представители инспекции по труду.

Исключение – мероприятие, инициированное в срочном порядке после жалобы работника. О нем руководителя компании могут предупредить буквально накануне или не предупредить вовсе.

Что можно обжаловать?

Два основных документа, на которые стоит обратить внимание руководителю, решившему оспаривать результаты работы инспекторов – это предписание об устранении нарушений и постановление о привлечении к административной ответственности.

Стоит понимать, что предписание – это не просто рекомендации. Это обязательный к исполнению распорядительный документ, в котором прописан объем нарушений и четкие сроки для их устранения.

Если владелец бизнеса или руководитель компании не согласен с фактами, изложенными инспекторами, а также сделанными на их основании выводами, он имеет право сформулировать свои возражения письменно и направить их в адрес трудовой инспекции в течение 15 календарных дней.

К письму нужно присовокупить любые документы, подтверждающие изложенную позицию (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Руководитель структуры обязан рассмотреть такое обращение, изучить предоставленные доказательства и вынести решение либо об отмене документа, либо о частичном изменении его содержания, либо об отказе в удовлетворении возражений. К сожалению, практика такова, что обращения работодателей по большей части остаются без удовлетворения. В этом случае есть еще один выход – обращение в суд.

Обжалование предписания инспекции по труду в судебном порядкерегламентируетсяглавой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). С иском следует обращаться в суд, к которому территориально относится ваша компания.

Что и как можно обжаловать в суде?

В судебном порядке можно требовать отмены только предписания инспектора. При этом работодатель имеет полное право обратиться одновременно к вышестоящему должностному лицу инспекции. Таким образом, можно одновременно использовать оба механизма отмены документа, не теряя времени.

Важно! При обжаловании у вышестоящего должностного лица, действие документа не приостанавливается. Судья же вправе вынести такое решение до окончания рассмотрения дела.

В ходе судопроизводства будут подвергнуты тщательной проверке:

  1. Акт, составленный инспекторами.
  2. Сам текст документа, его суть.
  3. Возможные нарушения, допущенные со стороны инспектора.

Постановление об административной ответственности также может быть обжаловано руководителю инспекции, главному госинспектору РФ или через суд. Обращаться также стоит в районный орган по месту рассмотрения дела.

  • По результатам ее рассмотрения может быть принято решение:
  • — Оставить жалобу без удовлетворения, а постановление – без изменений.
  • — Удовлетворить жалобу частично: изменить текст постановления.
  • — Удовлетворить жалобу полностью: прекратить производство, отменить постановление.
  • — Отменить постановление, а дело отправить на повторное рассмотрение.

Любое из принятых решений — не окончательное, оно также может быть обжаловано в законном порядке, в том числе – в вышестоящие инстанции. Суд в том числе имеет право снизить размер назначенного инспектором административного штрафа. Его могут уменьшить даже меньше установленного законодательством минимума.

Пример из судебной практики

  • В суд обратился работодатель, которому выписали штраф за нарушение трудового законодательства. Ему был выписан штраф 500 000 рублей. Судья вынес решение, что этот штраф слишком высок и не соответствует целям административного наказания. В итоге штраф составил всего 100 000 рублей.

При рассмотрении этого обращения суд опирался на положения КоАП РФ. Они поясняют, что при определенных обстоятельствах, а также в зависимости от типа правонарушения, финансового положения компании и иных факторов, судья может значительно снизить сумму штрафа. При этом окончательная сумма штрафа не может быть меньше половины минимальной суммы, предусмотренной законом (ст. 4.1 КоАП РФ).

Стоит отметить, что анализ судебной практики позволяет сделать неутешительный для работодателя вывод: процент отмены решений трудовой инспекции крайне мал. К сожалению, эта статистика становится для многих работодателей сигналом к бездействию.

Остались вопросы?

Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!

Порядок и сроки обжалования

При обращении в суд с такого рода жалобами, стоит руководствоваться положениями Кодекса административного судопроизводства РФ. Стоит отметить, что при определении сроков обращения в суд есть неоднозначность, пока не нашедшая разрешения.

Читайте также:  На какие машины распространяется система Платон в 2021 году

При внесении очередных изменений в КАС, законодатель не исключил из него противоречащих другим действующим актам положений. Таким образом, в Кодексе сохранена норма с трехмесячным сроком обжалования решений (ст.

219 КАС РФ). Тем не менее, в Трудовом Кодексе указано, что если в трудовую инспекцию обращается профсоюз или сам работник, выданное работодателю предписание должно быть обжаловано в десятидневный срок (ч. 2 ст.

357 ТК РФ).

Большинство юристов склонны трактовать эту норму буквально. А значит, успеть представить свои возражения за 10 дней нужно в том случае, речь идет о результатах проверок на основании жалоб сотрудников или иных лиц.

Но есть и мнение, что любые документы такого рода можно обжаловать исключительно в десятидневный срок.

Так как единой судебной позиции по этому поводу не выработано, чтобы минимизировать риски стоит брать за основу минимальный срок обращения – 10 дней со дня получения документа.

В заявлении нужно указать:

  • Наименование суда.
  • Наименование организации – истца.
  • Данные инспекции и конкретного должностного лица, проводившего проверку.
  • Реквизиты решения, которое подлежит оспариванию.
  • Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы истца нарушены в этом документе.
  • Законы и нормативные акты, на соответствие которым нужно проверить решение инспектора.
  • Перечень подтверждающих документов приложением.

Что будет, если отказаться от обжалования или пропустить сроки?

Если компания не оспорила постановление в срок, оно вступает в силу через 10 дней после вручения. Заплатить штраф в этом случае однозначно придется. На это у руководителя по закону есть 60 дней (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

В случает отказа от уплаты штрафа, его сумма будет взыскана в принудительном порядке, с привлечением судебных приставов. К его сумме прибавится судебный сбор в размере 7%, а также наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Почему для сопровождения проверки трудовой инспекции и обжалования результатов стоит обратиться к профессиональному подрядчику?

Визит проверяющих на предприятие – это всегда стресс, даже если вы заранее знали о дате и тематике инспекции. Очень важно не относиться к такого рода событиям легкомысленно, а готовиться к ним. Правильно, качественно проведенные подготовительные мероприятия могут предопределить исход проверки, избавить бизнес от санкций, финансовых и репутационных потерь.

Однако практика показывает, что самостоятельная подготовка почти всегда недостаточно эффективна: нужно выделить ответственных из числа специалистов компании и полностью освободить их от выполнения прямых обязанностей.

Кроме того, «своим» сотрудникам сложнее беспристрастно оценить работу предприятия и обнаружить все нарушения и недочеты.

О множестве нарушений, которые выявляют инспекторы, сотрудники, не работавшие в трудовой инспекции, даже никогда и не слышали.

Поручить всю работу по подготовке к проверкам, а при необходимости – обжалованию их результатов команде экспертов, специализирующихся исключительно на трудовом праве! Именно такую возможность дает своим клиентам ООО «Проверка труда».

  Мы помогаем бизнесу с честью проходить такого рода испытания и использовать этот опыт для роста и стратегического планирования.

За последние 2 года мы успешно реализовали больше 70 проектов в этой сфере и сэкономили для своих клиентов около 70 млн рублей!

  1. В числе услуг, которые мы оказываем:
  2. — Сопровождение плановых и внеплановых проверок.
  3. — Обжалование их результатов.
  4. — Представление интересов работодателей при решении трудовых споров.
  5. — Аудит кадров и охраны труда.
  6. Наши преимущества:
  1. Экспертная команда. Наши сотрудники имеют опыт работы в контролирующих структурах.
  2. Гарантированный результат. Мы избавляем вас от штрафов или максимально снижаем их размер. Если санкции неизбежны или сумма выше ожидаемой, мы снижаем ваши расходы за счет пропорционального уменьшения стоимости наших услуг.
  3. Профиль на трудовом праве. Мы хорошо разбираемся во всех тонкостях законодательства и следим за его обновлениями.
  4. Экономия. Размер нашего вознаграждения – не больше 30 % от возможных расходов на оплату штрафа.
  5. Конфиденциальность и безупречный сервис. Мы ценим вас и бережем ваше время и деньги!

Компания «Проверка труда» — это ваш партнер в деле развития и совершенствования бизнеса. Мы помогаем не только с честью и без убытков проходить любые инспекции, но и анализировать работу предприятия с персоналом, чтобы использовать полученные данные для качественного стратегического планирования.

Вам предстоит проверка и вы хотите подготовиться к ней максимально качественно? Нужна помощь в решении трудового спора? Хотите заказать аудит кадровой документации? Позвоните или напишите нам, чтобы получить консультацию и договориться о встрече с менеджером!

Хотите подробнее узнать о наших услугах?

Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции

Главное

  1. Выберите порядок обжалования: административный или судебный
  2. Соблюдайте сроки обжалования
  3. Не обжалуйте постановления и предписания только по формальным признакам
  4. Правильно определите подсудность

Если вы не согласны с итогами контрольных мероприятий, есть возможность оспорить документы, которые выдал инспектор: постановления и предписания. Порядок разный. Мы расскажем, в какой срок и куда подать жалобу, а также какие доводы в ней лучше привести.

В какой срок обжаловать

Срок обжалования зависит как от порядка обжалования, так и от того, какой именно документ обжалуют.

По итогам проверки инспектор может составить: акт проверки, предписание об устранении нарушений, протокол об административном правонарушении, постановление о назначении административного наказания.

На практике обжалуют только предписания и постановления. Обжаловать решения трудовых инспекторов можно двумя способами: в административном и в судебном порядке (таблица 1).

Таблица 1. Сроки обжалования предписаний и постановлений государственной инспекции труда

Что обжалуют Срок обжалования в судебном порядке Срок обжалования в административном порядке
Предписание 3 месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ) 15 дней с момента получения предписания (п. 12 ст. 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ)
Постановление 10 дней с момента получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ) 10 дней с момента получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ)

Учтите, что суд не будет рассматривать документы, если вы подадите их после того, как процессуальный срок закончится (ч. 2 ст. 94 Кодекса административного судопроизводства РФ). Если не успеваете вовремя, заявите ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Как обжаловать решение трудинспектора в административном порядке

В этом случае жалобу подайте руководителю территориальной ГИТ или главному инспектору труда РФ. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суде (ст. 361 ТК РФ). Не обращайтесь одновременно и в суд, и к руководителю инспектора по подчиненности. Это не запрещено, но неэффективно — жалобу будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу подают в письменной форме или в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, которые подтвердят обоснованность возражений.

Как обжаловать предписание в суде

Предписание — это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции (п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по месту проведения проверки и устранения выявленных недостатков (например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 18 июля 2017 г.

по делу № 33а-2452).

В заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Как обжаловать постановление в суде

Постановление — это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Жалобу на постановление подают в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Это может быть как местонахождение ГИТ, так и местонахождение предприятия.

Некоторые работодатели по ошибке обжалуют постановления трудовых инспекторов в арбитражных судах. Арбитражные суды прекращают производство по таким делам в связи с неподведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ), а работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений. В этом случае можно заявить ходатайство о восстановлении срока.

В ходатайстве укажите детальное описание шагов, которые работодатель сделал ошибочно для обжалования постановления в арбитражном суде. Укажите конкретные даты: когда подали жалобу, когда суд вынес определение о неподведомственности, когда работодатель получил копии определения.

Судебная практика показывает, что в аналогичных случаях сроки восстанавливают.

Существует также вероятность подать жалобу не в тот районный суд. Если судья районного суда установит, что рассмотрение жалобы не в его компетенции, он должен в течение трех суток перенаправить ее по подведомственности (ч. 4 ст. 30.2 КоАП РФ). Возвратить жалобу заявителю в такой ситуации он не вправе.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, изменить, отправить на новое рассмотрение или отменить.

Принятое решение по жалобе на постановление оглашают немедленно после его вынесения. Копию решения вручают лично представителю организации или направляют по почте в течение трех суток с момента вынесения. Это указано в статьях 30.

7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На что сослаться в жалобе

Суд, как правило, не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены постановления, поэтому не пытайтесь обжаловать их только по формальным признакам.

Читайте также:  Начисление зарплаты, отпускных и больничных в 2019 году: как правильно начислить и не ошибиться

Другое дело — грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.

Перечень нарушений см. в таблице 2.

Таблица 2. Грубые нарушения, которые позволят отменить результаты проверки ГИТ

Нарушение Требование, которое нарушил надзорный орган Основание для признания результатов проверки недействительными
Плановую проверку провели раньше, чем через три года после последней проверки. Исключения указаны в частях 9 и 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ. Например, если категория риска организации подразумевает иную периодичность проверок Часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ* Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Плановую проверку провели без ежегодного плана, разработанного органом государственного контроля или органом муниципального контроля в соответствии с их полномочиями Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
О плановой проверке уведомили позже, чем за три рабочих дня до ее начала Часть 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
О внеплановой выездной проверке уведомили меньше, чем за 24 часа до ее начала. Исключение: предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части 7 статьи 360 ТК РФ, не допускается. Часть 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
К мероприятиям по контролю привлекли неаккредитованного гражданина или организацию Пункты 7 и 9 статьи 2 Закона № 294-ФЗ Пункт 1.1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Отсутствуют основания для проверки Пункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Проверку провели по обращению анонимного заявителя Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Обращение или заявление не содержит сведений о фактах, указанных в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ Часть 3 статьи 10 Закона № 294-ФЗ Пункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Общий срок плановых выездных проверок в течение года превысил: 50 часов для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятия Часть 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗ Пункт 3 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Проверку провели без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля Часть 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ Пункт 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
  • ГИТ проверила выполнение требований, которые: — не относятся к его полномочиям — установлены нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР; — не обязательны для исполнения;
  • — установлены муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном порядке
Пункты 1, 1.1 и 1.2 статьи 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
ГИТ затребовала документы, которые не относятся к предмету проверки Пункт 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
ГИТ превысила установленный срок проверки Пункт 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗ Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
ГИТ не представила акт проверки Часть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ Пункт 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Плановая проверка не была включена в ежегодный план проведения плановых проверок Часть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ Пункт 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
В проверке участвовал эксперт, который состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, в отношении которого проводили проверку Часть 6 статьи 12 Закона № 294-ФЗ Пункт 8 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

Вс рф напомнил, что предписания инспекции труда нужно оспаривать по кас рф

     
  • СК по административным делам ВС РФ указала на ошибочность вывода о том, что законность предписания госинспектора труда, касающегося прав конкретных работников, проверяется в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.
  • Как пояснила Коллегия, в порядке административного судопроизводства проверяется акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом.
  • Этот акт содержит обязательные предписания, распоряжения, нарушающие гражданские права, охраняемые интересы, и влечет неблагоприятные последствия для участников правоотношений.
  • Предписание, вынесенное работодателю госинспектором труда, может быть обжаловано в суд.
  • Невыполнение такого предписания влечет ответственность по КоАП РФ.

Следовательно, подобное предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания. Поэтому его законность подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.

  1. Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 74-КГ17-6 Суд отменил апелляционное определение в части отказа в принятии к производству искового заявления, поскольку дело о проверке законности предписания уполномоченного органа, касающегося трудовых прав работника, подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства
  2. 22 июня 2017
  3. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Калининой Л.А.,

судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т. Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (далее — ОАО «Сургутнефтегаз») на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. по административному материалу по административному исковому заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) об оспаривании акта проверки и предписания.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя ОАО «Сургутнефтегаз» Коптякова Ю.Б., поддержавшего доводы жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

ОАО «Сургутнефтегаз» оспаривает акт проверки Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2015 г. N 6-3016-15-ПВ/84/124/2 и предписание Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 21 ноября 2015 г. N 6-3016-15-ПВ/84/124/3.

Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г. административное исковое заявление ОАО «Сургутнефтегаз» оставлено без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования у представителя ОАО «Сургутнефтегаз», подписавшего административное исковое заявление по доверенности.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. определение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 декабря 2015 г.

отменено и принято новое определение, которым в принятии административного искового заявления ОАО «Сургутнефтегаз» отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как подлежащего рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке.

Определением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2016 г. отказано в передаче кассационной жалобы ОАО «Сургутнефтегаз» для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 10 апреля 2017 г. кассационная жалоба с материалом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ОАО «Сургутнефтегаз» ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г.

в части отказа в принятии административного искового заявления, ссылаясь на допущенные нарушения норм процессуального права.

Считает необоснованными выводы суда апелляционной инстанции о том, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

  • Изучив материал по административному исковому заявлению ОАО «Сургутнефтегаз», обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
  • Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
  • Судебная коллегия считает, что судом апелляционной инстанции допущено такого характера существенное нарушение норм процессуального права.

Разрешая вопрос на стадии принятия заявления, судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) 22 декабря 2015 г. оставил его без движения в связи с отсутствием документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования у представителя ОАО «Сургутнефтегаз» по доверенности, подписавшего административное исковое заявление.

  1. Проверяя обоснованность вынесенного судьёй Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) определения об оставлении административного искового заявления без движения, суд апелляционной инстанции, признав его незаконным и отменив, пришёл к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в порядке административного производства, поскольку проверка законности предписания, касающегося трудовых прав конкретных работников применительно к положениям главы 60 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляется в ином судебном порядке (в порядке гражданского судопроизводства).
  2. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает это заключение суда апелляционной инстанции неправильным.
  3. Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
  4. В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
  5. Положения части 1 статьи 218 названного кодекса предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены её права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г.

N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Читайте также:  Компенсация при дтп в такси: как получить выплаты пострадавшему пассажиру

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Из представленного материала усматривается, что в результате несчастного случая при выполнении производственного задания погиб работник ОАО «Сургутнефтегаз», что явилось поводом для проведения на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 16 ноября 2015 г.

N 6-3016-15-ПВ/84/124/1 внеплановой выездной проверки соблюдения названным обществом трудового законодательства в области охраны труда, по результатам которой составлен акт от 21 ноября 2015 г.

N 6-3016-15-ПВ/84/124/1 и начальнику Лянторского вышкомонтажного управления ОАО «Сургутнефтегаз» вынесено предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения трудового законодательства.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), отказывая в принятии административного искового заявления в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не применила положения части 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым федеральная инспекция труда в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 357 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет государственному инспектору труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, а также предусматривает возможность обжалования предписания работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения.

Невыполнение требований указанного предписания влечёт привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • Следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению ОАО «Сургутнефтегаз», его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, законность которого подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.
  • При таком положении обжалуемое апелляционное определение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) об отказе в принятии административного искового заявления ОАО «Сургутнефтегаз», как неподлежащее рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, является незаконным, должно быть отменено, материал направлен в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.
  • На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 марта 2016 г. в части отказа в принятии административного искового заявления ОАО «Сургутнефтегаз» отменить.

Материал по административному исковому заявлению ОАО «Сургутнефтегаз» об оспаривании акта проверки и предписания государственной инспекции труда направить в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) со стадии принятия к производству.

Председательствующий Калинина Л.А. Судьи Горчакова Е.В.

Корчашкина Т. Е.

Вернуться в раздел

Как обжаловать предписание трудовой инспекции: пошаговая инструкция

Контроль соблюдения норм трудового законодательства осуществляет государственный надзорный орган – трудовая инспекция. За нарушения прав работников предусмотрена административная ответственность. Но бывает так, что результаты проверки не устраивают работодателя. В данной ситуации необходимо написать жалобу на решение ГИТ.

В статье вы найдете ответы на вопросы о порядке и сроке обжалования предписания ГИТ, образец документа также будет представлен в тексте.

Общие положения

Предписание ГИТ выдается после проведения инспектирования. Предписание считается распорядительным документом, в отличие от акта. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  1. Дата и место составления.
  2. Данные контрольного органа.
  3. Основания для проведения проверки.
  4. Данные проверяющего инспектора.
  5. Способы проверки.
  6. Список выявленных нарушений.
  7. Ссылки на нормы закона, которые были нарушены.
  8. Срок для устранения нарушений.

Если работодатель, у которого проводилась проверка, не согласен с ее результатами, он может оспорить решение инспектора.

Обжалование результатов проверки ГИТ может производиться 2-мя способами: через суд или путем подачи жалобы руководству инспекции (ст.161 ТК РФ, ст.16 294-ФЗ). Работодатель может обжаловать предписание любым удобным способом.

По статистике, оспаривание результатов проверки путем подачи жалобы руководству ГИТ, редко приводит к желаемому результату. Как правило, руководители инспекции оставляют документ без изменений. Наиболее эффективным способом решения проблемы является обращение в суд.

Оспаривание акта государственной инспекции труда

После проверки, будь она выездная или документарная, работодателю выдается акт и копии сопроводительных документов. Если нарушений со стороны работодателя не было выявлено, на руки он получает один акт, где отражены результаты проверки. Если же были выявлены нарушения, которые подлежат устранению, выдается предписание.

Работодатель может согласиться с содержанием документа, но если он считает, что постановление составлено безосновательно, его можно оспорить.

Преимущество подачи жалобы сразу в судебные органы состоит в том, что согласно ст.254 ч.4 ГПК РФ судья вправе приостановить действие предписания на время разбирательства, а подача заявления по принципу подчиненности (руководителю инспекции) такой возможности не предусматривает.

После рассмотрения заявления судья может вынести решение об отмене некоторых пунктов в постановлении инспектора или о признании недействительным всего документа (ст.258 ч.1 ГПК РФ).

Образец

Неважно, куда будет подаваться заявление об оспаривании, непосредственно в инспекцию, или в суд – в нем обязательно должны содержаться следующие пункты:

  1. Реквизиты организации, куда подается заявление.
  2. Реквизиты инспекции, проводившей проверку.
  3. Данные заявителя.
  4. Номер и дата оспариваемого предписания.
  5. Обоснование жалобы с детальным пояснением причин, по которым обжалуемый документ можно считать незаконным.
  6. Требования заявителя (отмена нескольких пунктов или признание незаконности всего предписания).
  7. Подпись, печать, дата.

Заявление следует составлять в 2 экземплярах, один из которых должен оставаться у заявителя с отметкой о принятии.

Порядок подачи жалобы

При подаче заявления в суд необходимо соблюсти все формальности – сроки подачи, формат заявления, оплату госпошлины. При оспаривании постановления на устранения нарушений, госпошлина будет составлять 200 руб. (ст. 333.19 п.1 пп.7 НК РФ). Если обращение подается с целью отмены штрафа за административное правонарушение, госпошлина не платится (ст.30.2 КоАП РФ, ч.5).

Сроки

Рассмотрим вопрос о временных промежутках обжалования предписания трудовой инспекции. В случае подачи обращения по принципу подчиненности, в законе не прописано четких требований по срокам. Но здесь юристы рекомендуют не затягивать с подачей. А причина вот в чем: при рассмотрении жалобы в руководстве ГИТ, срок устранения нарушений по результатам проверки не продлевается.

Невыполнение обязательств в назначенный срок может грозить работодателю штрафом. Кроме того, если решение инспекции не принесет должного результата, есть риск пропустить срок обжалования заявления в судебном порядке.

Что касается сроков обжалования решения инспекции через суд, то у экспертов нет однозначного мнения на этот счет. Согласно ст.256 п.1 ГПК РФ работодателю на обжалование данного документа дается срок в 90 дней.

Однако данная статья имеет силу только в том случае, если проверка была плановая. Если же проверка была проведена по жалобе работника профсоюза или группы сотрудников, то на обжалование предписания инспектора дается не более 10 дней.

Исходя из этого, практикующие юристы советуют обжаловать результаты проверки в 10-ти дневный срок.

Куда направляем заявления?

Законом не запрещено подавать заявление в суд и в ГИТ. Однако нет смысла направлять заявление сразу в 2 инстанции. Согласно ст.30.1 КоАП РФ, если жалоба будет подана в судебном порядке и в порядке подчиненности, дело все равно будет рассматривать только суд.

Обжалование предписания на устранение нарушений рассматривается в суде общей юрисдикции по месту нахождения проверяющего органа – инспекции или по месту нахождения работодателя.

А вот подача заявление на отмену постановления об административном нарушении до сих пор вызывает немало споров. Дело в том, что данные заявления должны рассматриваться в арбитражном суде (ч.3 ст.30.1 КоАП РФ).

Однако, согласно разъяснению Конституционного Суда, так как нарушение не связано с предпринимательской и экономической деятельностью, арбитражный суд не вправе рассматривать дело. Поэтому иск о признании постановления незаконным, рассматривается также в суде общей юрисдикции.

Практика разрешения дел

Четкой статистике по удовлетворению или отказу в удовлетворении исковых требований о признании предписания незаконным не существует. Суд, как и руководство ГИТ, рассматривает дело исходя из представленных доказательств. Рассмотрим пример обжалования.

В сентябре 2017 года Тверской суд рассматривал иск от ООО «Просто Мебель» по признанию незаконным постановления инспектора ГИТ. В предписании на работодателя было наложено обязательство по выплате недостающей части заработной платы гражданке Ивановой Е.В., ранее уволенной с данного предприятия.

Уполномоченный представитель истца пояснил, что инспектор не имел права выписывать данное постановление, так как согласно ст.381-397 ТК РФ нерегулируемые разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового права должны рассматриваться судом или комиссией по трудовым спорам.

После рассмотрения всех обстоятельств дела, иск был удовлетворен.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *