Бухгалтерский и налоговый учет расходов на гсм

Бухгалтерия организации ведет количественно-суммовой учет ГСМ и специальных жидкостей. Заправка автотранспорта производится на автозаправочных станциях за наличный расчет или в безналичном порядке по талонам или специальным картам.

Не касаясь специфики формирования первоначальной стоимости ГСМ и учета НДС, скажем, что бухгалтер на основании первичных документов (авансовых отчетов, накладных и др.) приходует ГСМ по маркам, количеству и стоимости. ГСМ учитываются на счете 10 «Материалы» субсчет 3 «Топливо». Это предусмотрено Планом счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Рекомендуется в зависимости от местонахождения материалов использовать следующие группировки аналитического учета:

  • «ГСМ на складах (бензин, дизельное топливо, газ, масло и др.)»;
  • «Оплаченные талоны на бензин (дизельное топливо, масло)»;
  • «Бензин, дизельное топливо в баках автомобилей и талоны у водителей» и др.

Поскольку разновидностей ГСМ много, то для их учета открывают субсчета второго, третьего и четвертого порядков, например:

  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-98»;
  • счет 10 субсчет «Топливо», субсчет «ГСМ на складах», субсчет «Бензин», субсчет «Бензин АИ-95».

Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам — водителям автотранспорта.

Бухгалтер записывает поступление ГСМ в карточку учета материалов по форме № М-17. В организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ, которая утверждается приказом руководителя или является приложением к учетной политике организации.

Источник фото: exkavator.ruВ организации может быть разработана своя форма карточки учета поступления и списания ГСМ

Расходы на содержание автотранспортных средств организации списывают на себестоимость продукции (работ, услуг).

В бухгалтерском учете затраты, связанные с перевозочным процессом, отражают на балансовом счете 20 «Основное производство» или 44 «Расходы на продажу» (только для торговых организаций).

Затраты на содержание служебного автотранспорта отражаются на балансовом счете 26 «Общехозяйственные расходы». Предприятия, имеющие парк автомобилей, отражают затраты, связанные с их содержанием и эксплуатацией, на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства».

Читайте

Учет расходов на горюче-смазочные материалы

Применение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования автомобилей. Например, если грузовой автомобиль перевозил грузы по заказам сторонней организации, то затраты на ГСМ отражаются на счете 20, а если легковой автомобиль использовался для служебных поездок, связанных с управлением организацией, то затраты отражаются на счете 26.

  • Источник фото: exkavator.ruПрименение конкретного счета учета затрат зависит от направленности использования авто
  • В учете списание ГСМ отражается бухгалтерской проводкой
  • Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 10-3 «Топливо» (аналитический учет: «ГСМ в баках транспортных средств» и др. соответствующие субсчета)
  • в фактически израсходованном количестве на основании первичных документов.

При отпуске ГСМ в производство и ином выбытии их оценка в бухгалтерском учете производится одним из следующих способов (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»):

  • по себестоимости единицы запасов,
  • по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО),
  • по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО),
  • по средней себестоимости.

Последний способ является наиболее распространенным. Выбранный организацией способ должен быть зафиксирован в приказе об учетной политике.

Обращаем внимание бухгалтеров на то, что как правило, в баках автомобилей всегда имеется количество бензина (или иного топлива), которое представляет собой переходящий остаток на следующий месяц (квартал). Этот остаток нужно и далее учитывать на счете отдельном субсчете «Бензин в баках автомобилей» (в аналитическом учете по материально-ответственным лицам (водителям).

Ежемесячно бухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов в баках транспортных средств.

Источник фото: exkavator.ruБухгалтер проводит сверку результатов по выдаче, расходу и остатку нефтепродуктов ежемесячно

Если стоимость принятых к расходу затрат по ГСМ в бухгалтерском и налоговом учете будет различна (например, в связи с превышением водителем норм, принятых в организации для его автомобиля), то налогоплательщикам, применяющим ПБУ 18/02, придется отражать постоянные налоговые обязательства. Таково требование пункта 7 указанного положения, которое утверждено приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Приведем пример бухгалтерского учета ГСМ на примере учета бензина для конкретного водителя.

Пример расхода на ГСМ

Водитель легкового служебного автомобиля А.А. Сидоров получает из кассы ООО «Зима» под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов. Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.

Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которой разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.

Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 18 литров по 10 руб.

3 апреля было приобретено 20 литров бензина по 11 руб. НДС не рассматриваем для простоты.

  1. 1, 2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 7,10 и 11 литров бензина.
  2. Организация применяет при списании материалов метод скользящей средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.
  3. С 1 по 3 апреля бухгалтер произвел следующие записи в карточке водителя:
Дата Приход Расход Остаток
количество цена стоимость количество цена стоимость количество цена стоимость
Остаток на 01.04 18 10 180
01.04 7 10 70 11 10 110
02.04 10 10 100 1 10 10
03.04 20 11 220 11 10,95 120,48 10 10,95 109,52

В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки:

1 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 70 руб. — списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 1 апреля;

2 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 100 руб. — списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 2 апреля;

3 апреля:

Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.» Кредит 71 субсчет «Сидоров»

— 220 руб. — оприходовано 11 литров бензин на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

-120,48 руб. — списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 3 апреля.

Арендованный транспорт

Получить транспортное средство (автомобиль, грузовик, гусеничный экскаватор, фронтальный погрузчик) во временное владение и пользование можно, заключив договор аренды транспортного средства с юридическим или физическим лицом.

По договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст. 646 ГК РФ).

Стороны могут предусмотреть смешанные условия оплаты аренды в виде фиксированной доли (непосредственно арендная плата) и оплаты компенсации на текущее содержание арендованного имущества, которая может меняться в зависимости от внешних факторов.

Источник фото: exkavator.ruЕсли а расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного ТС

В случае, когда расходы на ГСМ несет наниматель транспорта, учет ГСМ идентичен ситуации с эксплуатацией собственного транспортного средства. Просто учитывается такой автомобиль не в составе основных средств, а на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, принятой в договоре.

За его использование начисляется арендная плата, а амортизация не начисляется. Арендная плата учитывается в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией вне зависимости от того, у кого арендуется автомобиль — у юридического или физического лица (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В то же время статус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам. Так, если автомобиль арендуется у физического лица, у него возникает налогооблагаемый доход. Что касается ЕСН, то нужно различать аренду транспортного средства с экипажем и без него (п. 1 ст. 236 и 3 ст. 238 НК РФ).

Источник фото: exkavator.ruСтатус арендодателя влияет на налоговые последствия по другим налогам

На арендованную машину выписывается путевой лист на время работы, поскольку распоряжается машиной организация. А пп.2 п.1 ст.

253 НК РФ разрешает включать в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, все средства, истраченные на содержание и эксплуатацию основных средств и иного имущества, которое используется в производственной деятельности. Это касается и ГСМ, которые используются на арендованном автомобиле.

Безвозмездное пользование автомобилем

  • Организация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем (ссуды), согласно которому ссудополучатель обязан содержать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.
  • Расходы организации по содержанию и эксплуатации автомобиля, полученного по договору безвозмездного пользования, уменьшают налогооблагаемую прибыль в общеустановленном порядке, если договором предусмотрено, что данные расходы несет ссудополучатель.
  • Источник фото: exkavator.ruОрганизация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем

К договорам безвозмездного пользования (ссуды) применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды. Расходы на ГСМ учитываются аналогично арендованной машине, поскольку распоряжается ею организация.

Передача имущества во временное пользование по договору ссуды — для целей налогообложения есть не что иное, как безвозмездно оказанная услуга. Стоимость такой услуги включается ссудополучателем во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Эту стоимость нужно определить самостоятельно, основываясь на данных о рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля.

Компенсации работникам

Работникам выплачивается компенсация за износ личного транспорта и возмещаются расходы, если личный транспорт используется с согласия работодателя в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Часто по приказу работнику выплачивают компенсацию по норме, установленной Правительством РФ и сверх этого расходы на бензин.

Источник фото: exkavator.ruРазмер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора

Учет ГСМ с 2021

Главная страница » 1С Бухгалтерия » ФСБУ 5/2019 ЗАПАСЫ » Учет ГСМ с 2021

Мы приходуем ГСМ по автомобиль, на котором ездит директор, на счет 10.03 «Топливо». Является ли данное топливо запасом по ФСБУ 5/2019? Нужно ли с 2021 года приходовать бензин на счет 10.21 или оставить все как есть?

Читайте также:  Сколько лет дают за кражу: виды краж и меры наказания

В соответствии с пп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019 топливо относится к запасам, предназначенным для производства, работ, услуг. ГСМ для авто директора относится к запасам, предназначенным для управленческих нужд.

Стоимость таких запасов можно сразу учитывать в расходах в момент приобретения, если это предусмотрено УП (п. 2 ФСБУ 5/2019). Для НУ расход ГСМ должен быть документально подтвержден через путевой лист (ст. 252 НК РФ).

В 1С учет топлива и оформление путевых листов автоматизировано через документ «Путевой лист» и счет 10.03.2 «Топливо в баке».

По нашему мнению, если организация использует функционал Путевые листы в программе, то лучше не менять методику и продолжать учитывать топливо на счете 10.03 «Топливо», в т.ч. и для управленческих нужд. В этом случае счет 10.03 будет использоваться как транзитный, т.к.

остатки топлива в баках на 31 декабря будут несущественны и не повлияют значительно на оценку стр.1210 «Запасы» в балансе. Если путевые листы не оформляются в 1С, то топливо для управленческих нужд можно учитывать на счете 10.21 «Малоценное оборудование и запасы», если это упростит учет.

Но не забывайте про оформление путевых листов для подтверждения расходов в НУ.

Водитель погрузчика First Loader Zl926, рег. знак В685ОР 177 Ворон Андрей Павлович принес в бухгалтерию:

  • путевой лист за 21.04.2021;
  • кассовый чек по заправке автомобиля на 50 л. на общую сумму 3 120 руб.  (в т. ч. НДС 20%).

В Путевом листе указаны:

  • показания одометра (полные км пробега)
    • при выезде – 34 104 км.
    • при заезде в гараж – 34 171 км.
  • Маршрут: г. Москва, Маршала Рокоссовского б-р, дом 6, корпус 1 – г. Москва, Лесная ул., д. 70
  • Топливо – Дизель

Расход бензина по норме – 3,8 л. на 100 км.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Помогла статья? Оцените её Загрузка…

Нормы списания ГСМ 2021 года. Приказ Минтранса РФ

  • Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.
  • Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.
  • Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Как признавать расходы на ГСМ в целях налогообложения?

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива.

Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание ГСМ сверх установленных норм?

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

ВАЖНО! Образец заполнения акта списания ГСМ от КонсультантПлюс доступен по ссылке

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Как отразить в учете списание ГСМ (топлива), приобретенных за наличный расчет?

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ
Скачать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта РФ .doc

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100).

В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

где:

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина.

Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега.

Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает.

Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Учет ГСМ по топливным картам: налоговый и бухгалтерский учет

Данный материал поможет вам разобраться в том, как происходит учет ГСМ по топливным картам, какие существуют особенности, приведем пример учета и расчета количества топлива на ОСНО/ЕНВД. Расскажем, какие наиболее распространенные ошибки и ответим на самые частые вопросы.

Ранее и физические, и юридические лица пользовались специальными топливными талонами – это было удобно и позволяло контролировать расходы топлива. Талоны имели ряд особенностей:

  • они отличались определенным лимитом топлива;
  • при заправке автомобиля совершалась минусовка литров бензина;
  • на них отражался неиспользованный остаток топлива.

На сегодняшний день талонами пользуются для одноразовой заправки машины, а распространение получили топливные карты.

Учет ГСМ по топливным картам: что такое топливная карта?

Топливная карта – новый способ заправки транспорта без постоянной оплаты топлива. Удобство карт заключается в следующем:

  • Сведения о расходовании бензина хранится на чипе карты в электронной форме;
  • Просмотреть данные об остатке и времени заправки горючего можно в любое время;
  • Карта может оформляться как физическими, так и юридическими лицами;
  • Повышается скорость обслуживания на заправочной станции;
  • При оформлении большего лимита действуют скидки;
  • Отсутствие нужды в отчете по чекам за топливо перед начальством;
  • Упрощение бухгалтерского учета (все данные имеются в личном кабинете владельца карты).
Читайте также:  Основания для увольнения сотрудника по инициативе работодателя

Недостатком приобретения топливной карты является установление заправочными станциями определенного расписания для возможности оплаты топлива картами.

  Должностные обязанности товароведа

Что такое топливная карта?

Топливная микропроцессорная карта (смарт-карта) автозаправочной станции или топливной компании – это современное техническое средство учета отпуска ГСМ. По сути это не платежное средство, а инструмент строгой отчетности, дающее право владельцу на получение некоторого количества топлива.

Виды карт:

  • лимитированные (на топливную карту вносится какое-то количество бензина, а на определенный период устанавливается предел его расходования);
  • нелимитированные (на топливную карту вносится некоторое количество литров топлива, которое впоследствии выдается владельцу карты в неограниченном литраже в пределах объема, имеющегося на карте).

Также карты бывают: (нажмите для раскрытия)

  • литровые (когда покупается определенное количество литров топлива, и оно выдается вне зависимости от рыночной стоимости ГСМ на день заправки);
  • денежные (пополняется баланс карты, и топливо отпускается по цене, актуальной на день покупки, в пределах суммы средств на карте).

Как получить топливную карту?

Этапы оформления карты:

  • Зарегистрировать электронный кошелек в нефтяной компании.
  • Создать личный кабинет.
  • Определиться с параметрами договора:
  1. установить лимит на количество топлива;
  2. закрепить карту за конкретным автомобилем (по номеру авто – так в случае воровства карты мошенник не сможет ею воспользоваться);
  3. выбрать марку бензина.
  • Пополнить счет (банковский перевод, оплата на расчетный счет).

Учет по картам

Система оплаты пластиковой топливной картой является наиболее удобной и выгодной формой расчетов за топливо.

Организация заключает договор с поставщиком ГСМ на приобретение бензина с применением топливной карты, на которой хранится информация об установленных лимитах на количество и ассортимент нефтепродуктов и сопутствующих услуг, а также об объеме денежных средств, в пределах которого можно получить нефтепродукты и сопутствующие услуги.

  • Оприходование стоимости топливной карты (если она есть, так как в большинстве случаев карту используют бесплатно при условии ее возвращения) можно оформить как поступление — «Поступление (акты, накладные)» — создать поступление «Услуги (акт)»).
  • Рис.1 Создание документа «Услуги»
  • Рис.2 Заполнение документа услуги – изготовление топливной карты
  • При этом саму топливную карту учитывают как бланк строгой отчетности на забалансовом счете 006 и отражают в учете с помощью ручной операции – меню «Операции» — «Операции, введенные вручную».
  • Рис.3 Операция, введена вручную – отражение топливной карты
  • Обратите внимание, в случае изготовления топливной карты бесплатно, карта также отображаются на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» по условной цене – 1 карта = 1 рубль.

Поставщик топлива по окончании месяца предоставляет документы, отражающие количество литров, фактически приобретенных, что являться основанием для учета на счете 10.03.1 «Топливо» и оформляется через «Поступление товаров (накладная)», в меню «Покупки» — «Поступление (акты, накладные».

Рис.4 Меню программы 1С:Бухгалтерия «Покупки»

Создаем новый документ «Поступление товаров (накладная), заполняем организацию, поставщика, договор, склад и добавляем строки в табличную часть «Товары», используя кнопку «Добавить» или «Подбор». При создании номенклатуры обязательно указать тип номенклатуры – ГСМ.

Рис.5 Номенклатурная карточка ГСМ

  Как сократить внутреннего совместителя в 2021 году

Рис.6 Оформление поступления ГСМ

Таким образом, мы оприходовали ГСМ от поставщика. Сформировалась проводка – Дт. 10.3 — Кт. 60.

Рис.7 Движение документа «Поступление товаров (накладная)»

Учет топливной карты

Сама карта (без стоимости топлива) относится к материально-производственным расходам и оцениваются по фактической стоимости. Затраты на приобретение карт пойдут на расходы по обычным видам деятельности.

Учет цены карты ведется на основании товарной накладной на счете “Прочие расходы”, а под конец месяца общая стоимость прибавляется к стоимости купленного топлива.

Бухгалтерский учет выдачи топливных карт

Ни на каком бухгалтерском счете выдача топливной карты сотруднику не отображается, и никаких проводок не осуществляется, поскольку денежные средства фактически не выдаются.

Однако выдача карт фиксируется в журнале, форма которого должна утверждаться руководством компании и содержать следующие графы:

  • Модель и гос. номер транспорта, на который оформлялась карта, и которым пользуется работник предприятия по приказу начальства;
  • ФИО водителя, его личная подпись;
  • Дата выдачи топливной карты водителю;
  • Дата, на которую карта должна быть возвращена.

Виды топливных карт

Топливные карты бывают:

  • денежными (выдаются на определенный лимит стоимости ГСМ);
  • литровыми (выдаются на определенный лимит объема ГСМ).

Совет: в условиях постоянного роста цен на ГСМ приобретайте литровые топливные карты. Это выгоднее, поскольку заранее определенный объем топлива организация оплачивает по цене, действующей на дату выставления счета. До тех пор пока организация не выберет весь объем ГСМ по полученной карте, возможное повышение цен на топливо ее не затронет.

Бухгалтерский учет затрат на топливо

Топливо относится к ГСМ, имеющим следующие характеристики:

  • нормативный расход;
  • фактический расход.

Затраты топлива подтверждаются путевыми листами, содержащими сведения:

  • о пробеге машины;
  • о марке и номере авто;
  • о количестве топлива, выданного по топливной карте;
  • остаток топлива при выезде водителя и прибытии в компанию;
  • сравнение нормативного и фактического расхода горючего;
  • заключение о перерасходе или об экономии бензина.

Бухгалтерский учет и проводки покупки и списания ГСМ по топливным картам

В бухгалтерском учете горюче-смазочные материалы, купленные по топливной карте, приходуются на счет 10 “Материалы” по фактической себестоимости и без учета НДС. Выделенный в счет-фактуре НДС отражается независимо на счете 19 “НДС по приобретенным ценностям”.

Оприходовано будет горючее в тот же день, когда к фирме перешло право владения на него, поскольку счет 10 предназначен для отображения данных о наличии материалов в собственности компании.

Эта дата может быть прописана в договоре.

К примеру, датой перехода прав владения на ГСМ может признаваться день фактической оплаты – тогда к счету 10 открываются субсчета “ГСМ в резервуарах поставщика” и “ГСМ в бензобаках автомобилей”.

Бухгалтерские проводки по топливным картам для бюджетных учреждений

Допустим, бюджетное учреждение “Фирма” 01.09.2016 приобрело 2 топливные карты:

  1. Литровую для служебной машины на выдачу 1000 л бензина, в счет ее оплаты было перечислено 30 000 рублей.
  2. Денежную для грузовика, использование которого необходимо для осуществления основной деятельности компании. Карта рассчитана на заправку бензином общей стоимостью в 30 000 рублей.

Бухгалтерский и налоговый учет дизельного топлива

Согласно действующему законодательству РФ, дизельное топливо, приобретаемое юридическими лицами и ИП, подлежит обязательному учету.

Порядок и нюансы этой процедуры прописаны в «Правилах учета ГСМ», которые для организаций разного типа могут разниться. Однако учтите, бухгалтерский и налоговый учет довольно сильно разнятся между собой.

И если не учитывать эти нюансы, можно заработать серьезные проблемы с законом.

Специфика бухгалтерского учета

Покупатель становится полноправным владельцем дизельного топлива в момент заправки или перекачки солярки в принадлежащий ему резервуар. Поэтому при разработке формы учета фирме надлежит действовать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. В частности – руководствоваться положениями о реквизитах бланков первичных учетных регистров.

Бухгалтерия обязана использовать только количественные показатели. Так, правила учета ГСМ определяются, исходя из способа их закупки:

При покупке за наличные необходимы следующие проводки следующих форматов:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Основание
71 50 Деньги на закупку топлива выдаются под отчет
10 71 ДТ учитывается в рамках авансового отчета
19 71 НДС по купленному ДТ
68 19 «Входящий» НДС, подразумевающий вычет.

Если для закупки ГСМ используются топливные карты/талоны:

ДЕБЕТ КРЕДИТ Основание
60 51 Перечисления на карты, отражаются в виде аванса.
68 76 Авансовый НДС принимается к вычету.
10 60 Учет ранее отпущенного ДТ.
19 60 Отражаемый НДС по солярке.
68 19 Вычет НДС по ГСМ.
76 68 Восстановление НДС с аванса, который ранее был принят к вычету.

При проведении бухгалтерского учета ГСМ списывают по факту расхода. Правда, в большинстве моделей автотранспорта и других приборов, работающих на солярке, отсутствуют датчики, позволяющие до мл определить, сколько ДТ было потрачено на ту или иную поездку. Поэтому для расчета затрат нередко используют показатели спидометра, помноженные на принятый компанией норматив.

Суммарная стоимость растраченного за месячный период топлива в этой ситуации рассчитывается в соответствии с показаниями, зафиксированными в путевых листах или системах GPS-отслеживания.

При этом используется проводка: ДЕБЕТ 20 – КРЕДИТ 10.

Чтобы при отражении цены ДТ принять к вычету НДС поставщика, сначала получите с него счет-фактуру (в соответствии с письмом Минфина № 03-07-11/335 от 03 августа 2010 г).

Нюансы налогового учета

Чтобы правильно вести учет приобретаемого ДТ, компания должна заранее определить, каким образом она будет обосновывать данную строку расходов.

Самый простой вариант – руководствоваться распоряжением Минтранса N АМ-23-р от 14 марта 2008 г (текущая редакция — от 20 сентября 2018 г), где подробно расписаны нормы расхода ГСМ для большинства транспортных средств. Однако, как правило, пользуются им лишь профильные организации, использующие машины для транспортировки грузов или людей.

Остальные же предпочитают иные способы. Закон это позволяет. В налоговом кодексе нет однозначных указаний, какие именно нормативы обязано использовать юридическое лицо, выполняющее соответствующие расчеты. И тут возможны две ситуации:

  • Вариант №1. Взять информацию у производителя автомобиля.
  • Посмотреть показатели расхода дизельного топлива можно в технической документации, идущей в комплекте с транспортным средством.

  • Вариант №2. Рассчитать нормативы самостоятельно
  • Руководство компании формирует комиссию из ее сотрудников (или привлекает экспертов со стороны) и выполняет необходимые замеры практическим путем. Заливает в бак транспортного средства определенный объем дизельного топлива и отслеживает, за сколько км то полностью израсходуется. Затем литры делятся на километры, указанные на спидометре, и получается искомый норматив. Так выполняются замеры для движения автомобиля в различных условиях (зимой и летом, с грузом и без, по простой трассе и проблемной). Собранные результаты фиксируются в нормативном акте, и тот подписывают все участники комиссии.

  • Вариант №3. Утвердить единый норматив
  • Этот способ частично перекликается с предыдущим. С той лишь разницей, что компания утверждает всего один норматив. А учет повышенного расхода ДТ (например, в зимнее время) ведет путем введения соответствующих поправочных коэффициентов.

Однако необходимо понимать, что во всех трех случаях возможны погрешности, поскольку учет ведется на основании теоретических, а не практических значений.

Поэтому организация должна регулярно сверять фактические остатки топлива с документальными. И чем больше эти расхождения, тем чаще нужно производить проверку.

Как правило, раза в месяц – вполне достаточно, однако в отдельных случаях сверку необходимо делать раз в неделю, а то и каждый день.

Документы, используемые для расчетов

Как уже неоднократно упоминалось, формат учета дизельного топлива у разных организаций может разниться. Поэтому и набор документов, используемых при расчетах, также будет отличен. Однако есть и общие бумаги.

Первая форма, о которой следует упомянуть, — отчет движения дизтоплива. Именно на основании него бухгалтерия в дальнейшем будет вести все связанные расчеты и готовить последующую документацию. Его формирует материально ответственное лицо, которое отвечает за выдачу ГСМ. В документе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность сотрудника, получающего солярку.
  • Объем выдаваемого горючего, его вид, марку.
  • Цель запроса.
  • Документы, на основании которых производилась выдача (товарно-транспортная накладная, карточка учета ГСМ и т.п).
  • Остаток топлива на начало/конец отчетного периода.

В качестве дополнения отчету нередко используются приходно-расходные документы. Они помогают сделать картину движения ГСМ более полной и понятной. Когда документы заполнены и проверены, ответственное лицо заверяет их своей подписью.

Второй немаловажный документ – ведомость учета выдачи ГСМ, где прописывается все топливо, выданное работникам компании за отчетный период. В документе содержится информация о:

  • Транспортном средстве (модель, год производства, регистрационный номер).
  • Горючем (марка, объем).
  • Водителе (Ф.И.О, табельный номер).

Также в документ (при необходимости) можно внести данные о ДТ, выделяемом на ремонт и/или техническое обслуживание автомобиля. Но только, если у водителя имеются соответствующие накладные или лимитно-заборные карты.

Заверяется ведомость и лицом, ответственным за выдачу дизтоплива, и получающим горючее водителем. Параллельно материально ответственное лицо делает соответствующую пометку в путевой лист.

Путевые листы

Как упоминалось выше, учет расхода финансов организации на закупку дизельного топлива не обходится без использования путевых листов. Этим термином принято обозначать бумаги, которые используют для первичного отражения пробега транспортного средства.

В теории фирмы по развозу и доставке обязаны использовать путевые листы, форма и реквизиты которых прописаны в приказе Минтранса №12 от 18 сентября 2008.

Компании, использующие автомобили, как вспомогательную технику, могут разработать собственные бумаги, отталкиваясь от положений ФЗ №402 от 06 декабря 2011 года.

Однако в действительности и те, и другие предпочитают использовать документы, утвержденные постановлением Госкомстата № 78 от 28 ноября 1997 г. Там форма путевого листа напрямую завит от вида транспортного средства (для грузовых один вариант, для легковых – другой).

При любом из вариантов, запомните:

  • Максимальный срок действия документа – один календарный месяц.
  • На каждое транспортное средство (будь то машина или мотоцикл) оформляется собственный путевой лист.
  • Обязательно должны быть отражены все маршруты совершенных за месяц поездок и нормы расхода, утвержденные для данного средства передвижения.

Поскольку документ первичен, старайтесь составлять его максимально подробно и развернуто. Так у вас не будет трудностей с обоснованием необходимости использования транспорта, а значит, и проблем с налоговой.

Иногда использование путевого листа невозможно. Например, когда дизелем заправляют не транспортное средство, а пилу или какую-то специализированную технику. В таких случаях просто оформляют акты на списание ГСМ, которые мы рассмотрим далее.

Электронные системы отслеживания

Еще недавно единственным документом первичного учета движения транспортного средства были путевые листы, заполнявшиеся водителями. Малейшая ошибка – и наблюдалось расхождение реальных показателей с отраженными в документах. Однако так было до письма № 03-03-06/1/354, опубликованного Минфином РФ 16 июня 2011 года.

С того момента подтверждать топливные расходы стало возможно с помощью распечаток маршрутов, полученных из систем GPS-отслеживания. В последующие годы эти сервисы развивались семимильными шагами, сегодня с их помощью можно отследить передвижение транспортного средства буквально до метра.

А значит, и рассчитать расход ГСМ максимально точно.

Правильный учет «бонусного» топлива

Те, кому доводилось сталкиваться с куплей-продажей транспорта, знают, что нередко довеском к автомобилю идет солярка, оставшаяся в топливном баке. Когда этот «бонус» изначально прописывается в договоре, никаких проблем не возникает. Бухгалтер учитывает его по тем же правилам, что и закупаемое обычным путем.

Однако распространены случаи, когда в подписываемых бумагах о топливе нет ни слова. В подобной ситуации действовать надо, исходя из объема имеющейся солярии. Если он не велик, никаких дополнительных телодвижений не требуется. Учет поступления/списания дизеля начинают вести с первой заправки. Когда топлива много, нужно оформить его как:

  • Безвозмездную передачу. В этой ситуации цену ГСМ нужно проводить по дебету счета 10 и кредиту – 98 (доходы будущих периодов). Списание же выполняют по дебетам счета 98 и 20, 26 или 44 (на выбор) и кредитам 91 (прочие доходы и расходы) и 10 (материалы). Налоговый учет дизтоплива выполняют по ст. 250.8 НКРФ.
  • Излишки, что удалось выявить во время инвентаризации. В рамках бухгалтерского учета их проводят по дебету 10 и кредиту 91. При налоговом – по ст. 250.20 НК РФ.

Когда вы не покупаете, а продаете машину, в баке которой осталось ДТ, лучше отдельно прописать это в договоре. Тогда вы без труда разведете эти продажи (ГСМ и машины) на две разные операции.

Если соответствующего пункта в бумагах не оказалось, бухгалтер проводит эти расходы по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом же учете эти траты не отображаются, поскольку, согласно ст. 270.

16 Налогового кодекса, стоимость имущества, переданного на безвозмездной основе, никак не влияет на размер облагаемого дохода.

Если транспорт берется в аренду

Нередко ситуация решается довольно просто. Стороны договариваются, что арендатор по истечении срока аренды просто вернет автомобиль с тем же объемом ГСМ, что и брал. Формально владельцем топлива так и остается арендодатель, а документально передвижения солярки никак не отображаются.

Однако подобная практика ошибочна, ведь арендатор пользуется ДТ, а значит, должен вести его учет. Поэтому, если хотите сделать все правильно, воспользуйтесь одним из описанных ниже вариантов:

  • Проведите передачу ДТ, как «реализацию». Согласно ей, на момент начала аренды арендодатель продаст вам ДТ, а по ее окончанию вы продадите ему аналогичный объем солярки.
  • Оформите товарный заем. Арендатор станет заимодавцем, а вы – заемщиком.

Оба варианта законны и равнозначны по эффективности. Какой из них выбрать, решает бухгалтер организации, исходя из текущего положения дел.

Учет компенсаций ГСМ

Ситуации, когда для выполнения рабочих задач привлекается личный транспорт сотрудника, для многих организаций давно уже привычны.

Посетить клиента в нерабочее время, завести груз по адресу, находящемуся «по пути» к дому – вариантов наберется не один десяток.

Закон (в частности, Трудовой кодекс) обязывает работодателя компенсировать работнику подобные издержки. Но и здесь не обходится без нюансов.

Размер компенсационных выплат

Чтобы соблюсти все правила налогового учета, обратимся к ст. 188 ТК РФ. Согласно ей, сотруднику полагается денежная компенсация, если его имущество используется в интересах нанимателя с согласия последнего. Размер выплаты стороны определяют самостоятельно при составлении соответствующего письменного соглашения.

Ограничений нет, однако рекомендуется устанавливать обоснованные значения, поскольку для налогообложения прибыли существуют определенные нормативы. Так, согласно п. 1.11 ст.

264 НК РФ, затраты, охватывающие компенсационные выплаты, допускается применять исключительно в пределах Постановления Правительства №92 от 08 февраля 2002 г, где закреплены нормы:

  • Для машин, у которых объем двигателя не превышает 2 тыс. см3 – 1200 руб.
  • Для легковых автомобилей с большим объемом кубов – 1500 руб.

Соответственно, учесть сумму, превышающую эти нормы, не удастся. Что подтверждается ст. 270.38 Налогового кодекса. Также учтите, что отдельное возмещение стоимости дизтоплива Минфином приравнено к сверхнормативным выплатам. А они по налогу на прибыль налоговую базу не уменьшают.

Как правильно оформить компенсацию

Чтобы в дальнейшем не было недопонимания с налоговой, составьте двустороннее письменное соглашение, оформив его, как приложение к действующему трудовому договору. Формат и текст документа вы вправе определять самостоятельно. Но обязательно укажите:

  • Данные сотрудника (Ф.И.О, должность).
  • Характеристики транспортного средства (марка и гос. номер, год выпуска, объем двигателя).
  • Правила расчета компенсации (на основе пройденного в рабочих целях километража или чего-то иного).
  • Принятые нормативы расхода топлива (прописанные в руководстве по эксплуатации машины, установленные фирмой, Минтрансом или какие-то иные).

Работодателю же следует контролировать, чтобы получающий компенсационные выплаты сотрудник:

  • Предоставил копии свидетельства о регистрации ТС и руководства по его эксплуатации.
  • Надлежащим образом вел учет рабочих поездок на личном транспорте в путевых листах.
  • Своевременно предоставлял эти и другие документы, подтверждающие расход дизтоплива, в бухгалтерию.
  • Обращаться за компенсационными выплатами необходимо в последний рабочий день месяца, когда выполнялись поездки.

Как организации правильно оформить расходы на компенсацию

Расходом компенсационная выплата становится только с того момента, когда ее переводят работнику. До этого момента учитывать эту сумму в расходах запрещено законом.

Чтобы правильно обосновать траты, руководство фирмы должно либо заключить с работником договор, о котором писалось выше, либо выпустить соответствующий приказ (иной локальный нормативный акт).

На каком бы варианте вы ни остановили свой выбор, убедитесь, что в нем указаны:

  • Размер компенсационных выплат.
  • Правила и сроки получения.
  • Данные сотрудников, которым эти выплаты предназначаются.

Допускается списывать расходы на компенсацию на те же счета учета затрат, что используются при оформлении заработной платы сотрудника. Главное, не забудьте указать, что в учет идут лишь те дни, когда автомобиль эксплуатировался.

Если же сотрудник был в отпуске, на больничном, в командировке или отсутствовал на рабочем месте по каким-то другим причинам, компенсация ему не полагается.

Обосновать это требование можно письмом Минфина № 03-03-01-02/140 от 16 мая 2005 г.

Правила списания дизельного топлива

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *