О прокуроре в упк рф: участие в уголовном судопроизводстве, роль в процессе

Судебное разбирательство включает ряд обязательных участников, среди которых особая роль возложена на прокурора. Это единственное должностное лицо, которое может участвовать в уголовном производстве от его начала и до вынесения приговора.

Полномочия прокурора в уголовном процессе достаточно обширны, он может не только регулировать саму процедуру ведения дела, но и обязан реагировать на малейший факт нарушения законности в судебном заседании.

В случае несогласия этой фигуры с вынесенными решениями, он вправе протестировать их в вышестоящем суде.

Полномочия прокурора в уголовном процессе

Прокурор, обязан в силу своих полномочий охранять права и свободы человека. Принимая во внимание важность этой должности и ее публичность, не все лица с юридическим образованием, могут быть приняты для выполнения функций гособвинителя. К этой должностной фигуре предоставляются жесткие требования:

  • кандидат на должность не может иметь иностранное гражданство,
  • не может быть призван на работу гособвинителя, человек, который ранее по решению суда был лишен права работать на государственных должностях,
  • лицо не должно иметь судимости,
  • человек должен быть полностью здоровым, дееспособным и не страдать болезнями, которые могут помешать выполнению важных эмоциональных и интеллектуальных задач,
  • кандидат не должен состоять в родстве с работником органа прокуратуры, если его дальнейшая служба будет связана с непосредственной подчиненностью одного из них другому.

Прокурор должен служить только государству, законодательство запрещает работникам прокуратуры совмещать основную деятельность с другими оплачиваемыми профессиями и вести предпринимательскую деятельность.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу заключаются в осуществлении уголовного преследования подозреваемого от имени государства, а также в надзоре за процессуальной деятельностью органа следствия и дознания в ходе предварительного расследования.

В связи с этим, государственный обвинитель вправе отменять незаконные решения о привлечении к ответственности субъекта в качестве обвиняемого и назначения ему мер пресечения.

Он способен своим постановлением прекращать уголовное преследование, если оно не обоснованное, а также принимать меры по обеспечению прав потерпевшего и опротестовывать судебное решение до и после того, как оно вступило в силу.

Участие прокурора в уголовном процессе очень важно, ведь это должностное лицо уже само по себе, является неким механизмом защиты, восстановления нарушенных прав граждан вне зависимости от того обвиняемый это или потерпевший.

Прокуратура может рассматривать жалобы и ходатайства на стадии до судебного расследования, но компетенция органа не ограничивается уголовным производством. В судебном разбирательстве прокурор в уголовном процессе занимает сторону обвинения и обеспечивает ее законность и обоснованность. Полномочия прокурора в уголовном процессе регулирует статья 37 УПК РФ.

Полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу

Всем известно, что уголовная ответственность начинается с возбуждения уголовного производства, но кто возбуждает дело – следователь, дознаватель или прокурор, известно не многим. Чтобы разобраться во всем, необходимо изучить, какое участие прокурора в уголовном судопроизводстве, и какое полномочие эта фигура имеет на стадии досудебного расследование, ведь отличия имеются значительные. Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу включают такие пункты:

  • первым делом, хотелось бы ответить на вопрос, может ли прокуратура возбуждать уголовные дела – конечно может, это ее прямая обязанность, а не право. Она может выносить постановление о направлении материалов дела в следственный орган, выдвигать решение вопроса об уголовном преследовании и применении меры пресечения к конкретным субъектам преступления,
  • если орган следствия или дознания нарушает федеральное законодательство, прокурор вправе требовать устранения допущенных в ходе следствия ошибок и недоработок. Эта фигура, может в силу своих полномочий, давать дознавателю письменные указания о проведении конкретных действий и направлении расследования. Прокурор может либо утверждать обвинительные постановления или возвращать на доработку,
  • продолжая тему, может ли прокурор возбуждать уголовные дела, требуется отметить, что он же может их и закрывать, не доводя до разбирательства в суде. Он может также прекратить процесс расследования, отменить меру пресечения, заменить ее или вовсе переквалифицировать дело,
  • гособвинитель может отменять незаконные или необоснованные обвинительные постановления органа следствия, разрешать отводы и самоотводы, заявленные дознавателю и следователю, а также их самоотводы.

Прокурор может по письменному заявлению на любом этапе уголовного производства изымать дело для ознакомления с его материалами. Своим письменным постановлением он может освободить каждого, кто находиться в местах лишения свободы без законных оснований или помещен в до судебное психиатрическое учреждение.

Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел продолжается, но его полномочия на этом этапе будут другими. Прокурор в уголовном судопроизводстве утрачивает свои властно – распорядительские полномочия по разрешению дела. После того, как судья принимает дело к рассмотрению, любые жалобы и ходатайства, уже будут рассматриваться судьей, а не прокурором.

Полномочия прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу

Возбуждение уголовного дела прокурором или следователем, как уже выше упоминалось – начальный этап разбирательства. Суд – это конечная инстанция, именно тут вершиться правосудие на основании материалов дела, собранных следственным органом. Государственный обвинитель принимает участие в процессе на основании принципов состязательности и равноправия сторон.

Важно отметить, что он в это время не осуществляет надзора за соблюдением законов, это делает судья. Кроме того, прокурор не пользуется какими-либо преимуществами по сравнению с остальными участниками судебного заседания. Согласно ч. 4 ст. 15 УПК, «все стороны имеют равные права перед судом».

Если ведется публичное или частно – публичное судопроизводство, то присутствие прокурора на заседании обязательно. Судебный процесс частного характера присутствие этой фигуры не требует.

Во время рассмотрения дела в суде, прокурор, как равноправная сторона, может представлять и исследовать улики, доказательства вины субъекта злодеяния. Также гособвинитель может высказывать свое мнение по поводу квалификации преступного деяния и давать юридическую оценку действиям подсудимого.

Без государственного обвинителя невозможно выносить объективное и правомерное решение, ведь в силу презумпции невиновности, только прокурор имеет право представить и обосновать перед судом выдвинутое обвинение.

Главная задача этой фигуры в суде – опровергнуть доводы стороны защиты и путем активного анализа материалов дела доказать, что именно конкретный субъект переступил закон, и должен быть наказан в соответствии с Уголовным Кодексом.

Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве заключаются также в определении под судимости обвиняемого.

Именно в обвинительном приговоре, который гособвинитель утверждает своей подписью на стадии досудебного разбирательства, он указывает, какое наказание должен понести виновный.

Судья же не назначает наказание, он утверждает своим постановлением запрошенное прокурором наказание. Конечно, свое требование прокурор аргументирует соответствующими нормами Уголовного Кодекса и приделами допустимых санкций.

Если в ходе судебного разбирательства, прокурор осознает, что представленных в обвинительном приговоре доказательств не достаточно для подтверждения вины подсудимого, то он, согласно ч. 7 ст. 246 УПК, может отказаться от обвинения, но обязан мотивировать свой отказ.

После вынесения приговора судьей, полномочия прокуратуры не прекращаются. Прокурор может участвовать в апелляционном суде и кассационных заседаниях по уголовному производству.

Он может в вышестоящих судах высказывать свое мнение по поводу законности обжалования решения суда нижестоящий инстанции, а также обоснованности пересматриваемого решения. Гособвинитель может открывать дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

На стадии исполнения приговора, прокуратура следит за своевременным выполнением решения суда, а также принимает меры, если постановление не выполняется.

Полномочия помощников прокурора

Каждый гособвинитель имеет помощников с обязательным юридическим образованием и четким знанием законов. Как правило, помощники делятся на отдельные группы и выполняют возложенные конкретные обязанности. Полномочия помощников заключаются:

  • в подготовке процессуальных актов и исковых заявлений в суд,
  • в подборе материалов и данных для исковых заявлений в соответствии с уставленными законами,
  • в осуществлении наблюдения за правильным исполнением законов судебными приставами,
  • в сборе и подготовке материалов для обращения прокурора в арбитражный суд,
  • в ведении наблюдения за делами, касающимися стягивания материального ущерба с граждан и юридических лиц, подготовке исков для возмещения материального ущерба,
  • в разработке запросов по делам, которые он ведет,
  • в оказании помощи гражданам, которые обращаются с жалобами, и решении вопросов о соблюдении их законных прав в социальной сфере.

В компетенцию помощника прокурора входит контроль за законностью проверки качества продуктов питания, за работой санитарно – эпидемиологической станции и других государственных структур. Прямой обязанностью помощника есть проведение антикоррупционной экспертизы в делах.

Выполнять те же действия, что и сам гособвинитель, помощник его не может. Исключением являются случаи отсутствия гособвинителя по уважительной причине. В подобных ситуациях, помощник вместо прокурора может выступать в суде, и принимать решения по поводу дела.

Иногда, издав соответствующий служебный приказ, гособвинитель может переложить часть своих обязанностей на помощника, четко описав в приказе, что именно ему поручено делать. Важно отметить, что вся работа помощника должна проверятся самим прокурором.

Именно гособвинитель, в первую очередь, несет ответственность за все действия своего подчиненного.

Загрузка…

Роль прокурора в уголовном судопроизводстве

Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе, формы и методы деятельности определяются общими задачами судопроизводства и непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно к этому определены полномочия прокурора в УПК.

Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

В них он осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.

Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее руководство расследованием, направляя его ход.

Он вправе истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания о расследовании, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона постановления, возвращать дела для дополнительного расследования.

Прокурор вправе принять к своему производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом предварительного расследования, он остается прокурором.

Ведение следствия прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в правило.

Участие прокурора в судебном рассмотрении уголовных дел определяется тем, что одна из основных функций прокуратуры — осуществление уголовного преследования, а согласно п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Раздел IV (ст.ст. 35-39) Закона «О прокуратуре Российской Федерации» специально посвящен участию прокурора в рассмотрении дел судами. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Исходя из положений Конституции РФ, Закона «О прокуратуре РФ» и других законодательных актов, прокурор выполняет в судебных стадиях уголовного судопроизводства две важные функции.

Читайте также:  Как вернуть или обменять обувь по браку, по гарантии, после носки.

Во-первых, выступает в суде в качестве государственного обвинителя, во-вторых, осуществляет надзор за законностью и обоснованностью определений, постановлений, приговоров и решений судов и имеет право и обязан опротестовать противоречащие закону судебные акты (ст. 36 Закона «О прокуратуре РФ»).

Полномочия прокурора по осуществлению названных функций регламентируются как Законом «О прокуратуре РФ», так и уголовно-процессуальным законодательством.

В основе правового статуса прокурора, поддерживающего государственное обвинение в суде, лежат принципы уголовного процесса: законность, публичность, состязательность, объективная истина.

Конкретные процессуальные полномочия должностного обвинителя вытекают из этих принципов.

Многофункциональность прокурора предполагает у него наличие широкого круга процессуальных полномочий для работы в суде.

В силу принципов законности и публичности прокурор обязан всеми имеющимися в его распоряжении средствами добиваться соблюдения везде и всюду законного порядка, а при нарушении такового немедленно реагировать и принимать меры к его восстановлению Басков В.И., Коробейников В.Н. Курс прокурорского надзора: учеб пособие / В.

И. Басков, В.Н. Коробейников. — М.: Зерцало, 2001. — 512 с.. Принцип законности обусловливает роль и значение функционирования прокурора в уголовном процессе как такого рода правоприменительной деятельности, правовым основанием которой является обоснованное утверждение о совершении преступления обвиняемым.

На прокурора законом возложена обязанность от имени государства осуществлять, при наличии к тому оснований, досудебное уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а потом в пределах своей компетенции и в установленном законом порядке требовать перед судом привлечения подсудимых, чья виновность, по его мнению, в нарушении уголовного закона доказана, к ответственности. Этим обусловливается преемственность в досудебной и судебной деятельности прокурора, а также природа правового статуса прокурора во время судебного производства по уголовному делу, характер тех полномочий, которые предоставлены ему частью 2 статьи 37 УПК РФ.

Прокурор обязан стремиться к достижению объективной истины. Это вытекает из его правового положения как органа надзора за законностью.

Для прокурора осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения путем реализации принадлежащих ему процессуальных прав является одновременно и выполнением им своих должностных обязанностей, а также нравственного долга по установлению истины.

Прокурор должен занимать принципиальную позицию, основанную на законе и требовании справедливости, по всем вопросам, которые становятся предметом судебного спора в ходе судебного разбирательства.

Если судья принимает неправильное, с точки зрения прокурора, решение и тем самым создает угрозу достижению истины по делу, то государственный обвинитель должен принять меры реагирования на это нарушение, предусмотренные уголовно-процессуальным законом Воскресенский В. Участие прокурора в рассмотрении дел / В. Воскресенский // Российская юстиция. — №3 — 1996.

— С. 54-57. Он делает заявление (например, по поводу нарушения порядка исследования доказательств или об удовлетворении или отклонении ходатайств), которое должно быть запротоколировано. Заявление обвинителя по поводу факта нарушения закона должно быть записано в протоколе судебного заседания и в той формулировке, в которой прозвучало. Если решение суда подлежит кассационному или апелляционному обжалованию, то прокурор обязан обжаловать его в установленном законом порядке.

Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных лиц.

По окончании предварительного расследования прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Законченное расследованием дело может быть принято судом к рассмотрению лишь при условии, если обвинительное заключение утверждено прокурором.

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования. В них прокурор утрачивает властно-распорядительные полномочия и участвует в ином процессуальном качестве, а именно как государственный обвинитель — сторона в процессе.

В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела, независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения.

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свои соображения о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого или обосновывает свой отказ от обвинения. Свои отношения с судом прокурор должен строить на основе строжайшего соблюдения принципов состязательности и равенства прав сторон, независимости судей и их подчинения только закону.

Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства и, как ответственный перед ним, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом, в пределах закона и в той мере, в какой оно находит подтверждение на судебном следствии. Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от него.

Государственный обвинитель обязан помогать судье в отыскании истины по делу. С этой целью он заявляет ходатайства об истребовании дополнительных доказательств, проведении судебных действий.

Состязательность дает возможность для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела с целью установления объективной истины по делу. Хотя и здесь есть определенные противоречия.

Некоторые исследователи считают, что нельзя формировать двойной подход к собиранию доказательств: один — для стороны обвинения, другой — для стороны защиты.

Состязательность будет лишь в том случае, если противоборствующие стороны приобретут равные права использовать одну общую систему доказательств для доказывания каждым своей правоты Настольная книга прокурора / Под ред.: С.И. Герасимова. — М.: Экслит, 2002. — 850 c..

Поскольку инициатива суда в определении пределов судебного следствия и объема доказательств сокращена, постольку больше ответственности на государственном обвинителе — за полноту и объективность исследования обстоятельств по делу, за качество доказывания.

Правовая позиция государственного обвинителя является выражением воли обвинительной власти. Он в суде отстаивает не свою точку зрения, а позицию государства, основанную на законе. Корректировка обвинения в суде возможна только с согласия руководства прокуратуры.

В тактическом плане государственному обвинителю для отстаивания правовой позиции предоставлена вся широта для маневра Басков В.И., Коробейников В.Н. Курс прокурорского надзора: учеб пособие / В.И. Басков, В.Н. Коробейников. — М.: Зерцало, 2001. — 512 с..

Государственный обвинитель в суде находится под надзором вышестоящего прокурора, который обладает по отношению к государственному обвинителю властными полномочиями.

Критикуется позиция сторонников назначения государственного обвинителя исключительно из числа лиц, не связанных с досудебным производством по делу.

Это позиция продиктована желанием «развести как можно дальше друг от друга функции обвинения и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия», но функции прокурора в уголовном процессе неразрывно связаны и взаимно обусловлены.

Прокурор — сторона обвинения, и надзор, который он осуществляет за дознанием и следствием, осуществляется через призму обвинения. Львиная доля полномочий прокурора на этапе досудебной подготовки дела связана с руководством деятельностью органов предварительного расследования.

И в судебном разбирательстве прокурор осуществляет функцию обвинения, ту же самую по сути, что и на стадии расследования, только другими методами.

От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой о его устранении. Это не возводит его в орган надзора за судебной деятельностью, он действует как государственный обвинитель.

Государственное обвинение окажется не реализованным, если останутся не устраненными допущенные нарушения закона. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства (п.3 ст. 31 Закона «О прокуратуре»).

В тех случаях, когда прокурор не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в вышестоящий суд кассационный протест. Полномочный прокурор вправе также опротестовать судебное решение, вступившее в законную силу, в надзорном порядке.

В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений.

В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что роль прокурора в на всех этапах уголовного судопроизводства очень существенна, и своими действиями он может направлять ход дела в том направлении, которое является наиболее верным с точки зрения законности, при этом правовой статус самого прокурора закреплен рядом нормативно-правовых документов, а принимаемые им решения должны соответствовать принципам законности, публичности, состязательности и объективности Настольная книга прокурора / Под ред.: С.И. Герасимова. — М.: Экслит, 2002. — 850 c.

.

Прокурор и его полномочия в уголовном судопроизводстве

Определение 1

Прокурор — это должностное лицо, которое в рамках своих полномочий, определенных законом, от лица государства представляет сторону обвинения и осуществляет надзор за процессуальной деятельностью тех или иных органов дознания и предварительного следствия.

В процессе рассмотрения того или иного уголовного дела прокурор обычно поддерживает сторону обвинения, обеспечивая защиту прав и законность принятия тех или иных решений.

Стоит отметить, что именно прокурор может отказать в возбуждении того или иного уголовного дела. Но для отказа ему будет необходимо указать и обосновать причины, которые повлияли на такое решение.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципа состязательности и равенства сторон, но он не контролирует соблюдение закона соответствующим судом. Участие прокурора в работе государственных и частных прокуроров является обязательным.

Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве

Все основные полномочия прокурора при разрешении уголовных дел регулируются статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса нашей страны.

В период начала возбуждения того или иного уголовного дела прокурор вправе проверять соблюдение требований закона при принятии и регистрации решения об уголовном правонарушении с учетом положений главы 19 Уголовно-процессуального кодекса нашей страны на основании уголовного процесса, правил оценки и разрешения сообщений о преступлении. На данной стадии гпрокурор вправе ссылаться на незаконное или необоснованное решение органа предварительного расследования об отказе в возбуждении какого-то определенного уголовного дела, а также на незаконное и необоснованное решение о том, что то или иное уголовное дело будет возбуждено.

Стоит отметить, что, после того, как было возбуждено какое-то конкретное уголовное дело, прокурор сразу же должен осуществлять надзор за точным применением всех существующих законов, соблюдением условий предварительного расследования и своевременным принятием тех или иных решений по каким-то определенным уголовным делам.

Прокурор осуществляет постоянный контроль за деятельностью, которую осуществляют органы предварительного следствия на этапе реализации предварительного расследования путем анализа представленных ему копий различных документов, содержащих в себе те или иные решения, и действий следователей на основных стадиях проведения предварительного следствия. Согласно уголовно-процессуальному кодексу нашей страны, прокурор обязательно изучает копии обвинительных заключений, а также документов о прерывании предварительного следствия, остановке уголовного производства или уголовного судопроизводства. Вообще, любой прокурор имеет полное право получать информацию об уголовном судопроизводстве, и следить за тем, чтобы вся деятельность конкретных органов предварительного следствия соответствовала требованиям закона. Также он осуществляет анализ тех или иных жалоб лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также других лиц, интересы которых по уголовному делу ущемляются.

Прокурор изучает информацию о законности предварительного следствия, участвуя в судебном заседании, когда судья рассматривает требования органов дознания об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, ареста, освобождения, при каком-то определенном условии, но с продлением срока содержания под стражей, а также выполнения следственных действий, которые могут быть реализованы на основании решения суда.

Читайте также:  Что делать, если очки не подошли?

На всех стадиях предварительного производства прокурор должен уделять особое внимание необходимости соблюдения прав подозреваемого, а также права обвиняемого на защиту. Право на защиту включает в себя как право на самооборону, так и право на защиту.

Неотъемлемой частью прокурорского надзора за исполнением законов со стороны органов предварительного следствия является проверка законности и обоснованности применения следователями мер процессуальной экономии в отношении подозреваемых и обвиняемых.

При осуществлении контроля за законностью задержания подозреваемых в совершении уголовных преступлений прокурор обязан обеспечить:

  • соблюдение следователями порядка содержания подозреваемого под стражей;
  • сопоставимость сведений, содержащихся в протоколе, с материалами уголовного дела.

В случае выявления нарушений прокурор незамедлительно принимает меры по их устранению.

Важнейшим этапом прокурорского контроля за исполнением законов органами предварительного следствия является прокурорская деятельность по уголовному делу, принимаемому следователем прокуратуры.

На этом этапе прокурор с точки зрения соблюдения закона анализирует всю процессуальную деятельность следователей в ходе предварительного следствия.

Стоит отметить, что деятельность прокурора доказывает не только законность действий и решений следователей, но и достоверность доказательной базы по уголовному делу для обеспечения надлежащего хода судебного преследования по государственному уголовному делу в судах.

При утверждении обвинительного заключения прокурор должен изучить:

  • сопоставимость выводов следователей с обстоятельствами дела, установленными в ходе расследования;
  • точную квалификацию деяния;
  • соблюдение процессуальных норм при проведении следственных действий;
  • соблюдение требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Если по уголовному делу приняты доказательства, противоречащие положениям Уголовно-процессуального кодекса, прокурор принимает обоснованное решение о признании этих доказательств неприемлемыми.

В случае возникновения обстоятельств, препятствующих рассмотрению судом уголовного дела, отсутствия достаточных доказательств вины обвиняемого, недостаточной квалификации работы прокурор направляет уголовное дело следователям с обоснованным решением о проведении дополнительного расследования, изменении обвинения или составлении нового обвинительного заключения и устранении выявленных недостатков.

43. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ / Прокурорский надзор: Шпаргалка

УПК РФ установил полномочия прокурора в уголовном процессе.

Согласно закону, прокурор в уголовном процессе обязан проводить линию обвинения и выявлять нарушения законодательства, осуществлять контроль для выявления нарушений прав граждан, рассматривать заявления о нарушении закона, контролировать расследование преступных действий. Он уполномочен проверять на соответствие законодательству решения правоохранительных органов.

Многоканальная бесплатная горячая линия Юридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00

  • Москва и область: +7 (495) 662-44-36
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Функции прокурора в уголовном процессе

Прокурором считается состоящее в штатной структуре прокуратуры лицо, наделённое государственными правами и обязанностями в уголовном процессе.

На всякой стадии прокурором применяются разные функции. Они определяются стоящими для каждой стадии задачами.

  • действует в рамках раскрытия совершённых преступных деяний;
  • осуществляет контроль над исполнением полномочий органами и структурами МВД РФ;
  • реализует функцию правовой защиты и преследования по уголовному законодательству;
  • управляет деятельностью должностных лиц следствия и дознания, наделённых полномочиями возбуждения дел;
  • координирует действия органов правопорядка при формировании дел уголовной направленности.

На этой стадии представителями прокуратуры применяется большинство из представленных функций, не исключая научный подход.

  Основные правила квалификации преступлений по субъекту.

  1. Противостояние преступным нелегальным проявлениям.
  2. Преследование по уголовному закону.
  3. Правовая защита.

Особый порядок рассмотрения предполагает деятельность прокурора, аналогичная обычному судебному разбирательству.

Функции остаются неизменными, как и на этапах досудебного рассмотрения и при надзоре, если дело открывается вновь из-за возникших веских обстоятельств. Здесь применяются положения, установленные уголовным процессом.

На практике прокурор является обвинителем. В суде аргументирует вину обвиняемого, совершившего противоправные деяния.

  1. Конституционных прав людей.
  2. Общественных устоев и государственности.
  3. Главенства закона.

Закон и УПК РФ наделили прокуратуру правом представлять позицию государства в слушаниях по делам уголовной направленности и надзирать за органами следствия.

Функции уголовного процесса определяют направления деятельности прокурора. Главным направлением считается установление виновности лица, преступившего закон, и выдерживание линии обвинения в судебной инстанции.

Каковы полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве? Прокурор в уголовном судопроизводстве, в соответствии с законом, выполняет множество разнообразных функций. Это целая система, обеспечивающая ход уголовных судебных разбирательств, в том числе и с участием присяжных заседателей.

https://www.youtube.com/watch?v=eZQBq5K9XwM

Полномочия не ограничиваются только указанными функциями обвинения преступивших закон граждан и надзором за органами силовых структур.

Они состоят из других особенностей системы судебного производства.

  • цели уголовного процесса;
  • общие обязанности с правами участвующих в судебном процессе;
  • методы и формы регулирования отношений в процессе.

Отдельные компоненты системы отличаются от тех, что предусмотрены Законом. Например, управление работой сотрудников полиции, внесение корректив в их деятельность в вопросах проблематики расследования и возбуждения дел.

  1. Контролем правильного толкования Закона. Смысл этой функции состоит в своевременном обнаружении совершившихся либо предполагаемых нарушений уголовного процесса.
  2. Раскрытием противозаконных деяний. Эта функция предусмотрена статьёй 21 УПК. Обязанностью является принятие эффективных действий для изобличения виновного в преступлении правовых норм, используя положения УПК. Основной элемент рассматриваемой структуры влияет на состояние криминальной составляющей в обществе. Конечная задача – искоренение преступности.
  3. Уголовным преследованием, предусмотренным статьями 21 и 37 процессуального законодательства. Преследует цель соблюдения главенства Конституционных прав граждан, обеспечения законности в государстве. Применяется к лицам, преступившим закон. Для применения к ним принуждения в рамках процессуального законодательства. Задача – добиться уголовного наказания для всех виновных в совершении незаконных деяний посредством доказательств.
  4. Правовой защитой. Статья 6 процессуального законодательства определяет процесс в виде правовой защиты объектов преступных посягательств, контролирует законность обвинения с выполнением надзорных функций. Основным направлением считается защита Конституционных принципов субъектов уголовного процесса. Задача состоит в пресечении незаконных действий в отношении лиц, участвующих в судах.
  5. Управлением процессуальными функциями уполномоченных органов при открытии уголовных дел и их расследовании. Компетентные и уполномоченные представители органов следствия, дознания руководствуются и исполняют рабочие указания прокурора для обеспечения законного и объективного расследования.
  6. Координацией действий органов силовых структур. Основные направления – возбуждение дел и расследование. В процессе задействованы разные структуры полиции для объединения усилий.

Отличием функциональных обязанностей между управлением и координацией считается тот факт, что при управлении в подчинении оказываются только отдельно взятые представители органов, ведущих следствие, причём по различным делам.

Контроль осуществляется и за соблюдением законных сроков и оснований возбуждения производства, полнотой собранных материалов для раскрытия преступных деяний. На этапе начального следствия прокуратура оказывает силовым структурам поддержку. Указывает направления деятельности, требующие детальной проработки (дополнительные проверочные мероприятия, другую версию, точное изложение обвинения).

Координирование усилий происходит при привлечении к раскрытию противозаконных действий ряда силовых структур.

Прокурор имеет полномочия привлекать МВД, ФСБ, таможню, МЧС одновременно.

Такая объединённая группа координируется прокуратурой в целях скорейшего расследования преступлений с недопущением дублирования действий.

Прокурор в досудебном производстве

Закон наделил прокурора целым рядом полномочий для участия в досудебном производстве:

  • контролировать соблюдение закона правоохранительными органами в период приёма, учёта, рассмотрения информации о преступной деятельности;
  • возбуждать на основании имеющихся фактов уголовные дела, передавать для следствия в подразделения дознания, следственные органы, подчинённым работникам прокуратуры или лично участвовать в их рассмотрении;
  • непосредственно участвовать в начальной стадии следствия, по отдельным эпизодам и фактам направлять письменные требования о выполнении конкретных поручений в рамках следствия;
  • одобрять возбуждение дела уполномоченными лицами дознания и следствия;
  • соглашаться с возбуждением уполномоченными лицами дознания и следствия ходатайства перед судебной инстанцией о назначении, отказе в применении либо пересмотре меры пресечения;
  • решать вопросы по отводам подчинённым прокурорам, следователям, дознавателям, принимать или не принимать их самоотводы;
  • освобождать должностных лиц, проводящих расследование, при выявлении нарушений, допущенных этими лицами;
  • передавать изъятое дело из дознания в следствие либо другому следователю с обоснованием причин таких действий;
  • перераспределять дела между органами предварительного следствия;
  • наделить полномочиями следственных органов представителей дознания, ставить перед ними задачи по розыскным действиям;
  • увеличивать время предварительного следствия;
  • ставить подпись об утверждении на документах дознания и следствия, прекращающих уголовное производство;
  • утверждать документы обвинения (заключение, акт), отправлять дела в судебные органы;
  • давать указания органам следствия о необходимости дополнительного следствия в отношении возвращённых дел;
  • прерывать на определённый срок либо останавливать расследование.

Документально оформленные поручения дознанию, следствию обязательны для выполнения даже в случае обжалования.

Этими правами наделены прокуроры районов, городов со своими заместителями, а также руководители вышестоящих прокуратур.

Уголовный процесс

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст.

5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст.

54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст.

Читайте также:  Алименты на двоих детей: сколько процентов платить, минимальный размер в россии (2021 год)

29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст.

30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами».

Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими.

Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно.

Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете — невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем.

Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе.

Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны.

Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

На этом этапе прокурор уполномочен проверять исполнение предписаний закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

На стадии предварительного расследования прокуроры имеют следующие полномочия:

  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вываленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для предоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Прокурор, обязан следовать назначению уголовного судопроизводства и принципу охраны прав и свобод человека и гражданина.

В этой связи он не только вправе, но и обязан отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему мер пресечения, прекращать необоснованное уголовное преследование, принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца и других физических и юридических лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор уполномочен рассматривать и разрешать ходатайства и жалобы, что само по себе выступает важным процессуальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса.

В судебном производстве по уголовному делу формы участия прокурора разнообразны: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов, не вступивших, а также вступивших в законную силу, участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

В судебном разбирательстве по уголовным делам функция уголовного преследования, выполняемая прокурором, проявляется в форме поддержания государственного обвинения перед судом.

Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, но при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело.

Прокурор не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты, поскольку, как указано в ч. 4 ст. 15 УПК, «стороны равноправны перед судом».

Усиление состязательных и диспозитивных начал в уголовном процессе, освобождение суда от обвинительных полномочий возлагают всю ответственность за доказывание обвинения на прокурора. В этой связи ч. 1 ст. 246 УПК устанавливает, что участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного частно-публичного обвинения обязательно.

Помимо этого участие прокуроров представляется необходимым в рассмотрении дел частного обвинения.

Проведение судебного разбирательств по указанным категориям дел в отсутствие государственного обвинителя невозможно, поскольку в силу принципов состязательности и презумпции невиновности именно обвинитель обязан представить и убедительно обосновать перед судом выдвинутое подсудимому обвинение, опровергнуть все доводы стороны защиты путем активного участия в судебно-следственных действиях. Государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, заявляет ходатайства, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор, являясь государственным обвинителем, действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений.

Поддержание государственного обвинения есть по существу продолжение правозащитной функции прокуратуры, одна из форм ее реализации. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

Поэтому прокурор должен поддерживать обвинение не во что бы то ни стало, а лишь в меру его доказанности, не упуская из виду и факты, говорящие в пользу подсудимого.

В соответствии со ст. 17 УПК прокурор, как и другие профессиональные участники судопроизводства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.

Как указано в ч. 7 ст.

246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа».

Велика роль прокурора и в контрольных стадиях уголовного процесса. Он может обжаловать приговор, определение или постановление суда по уголовному делу во второй и надзорной инстанциях. При принесении представления он действует как равноправная сторона в процессе.

Поэтому к принесению прокурором представления закон применяет понятие «обжалование», а не «опротестование».

При рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций прокурор поддерживает принесенное представление, высказывает свою позицию по поводу законности и обоснованности обжалованных судебных решений и обоснованности жалоб, принесенных другими участниками процесса.

Прокурор принимает активное участие в такой форме пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, как возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Ему принадлежат весьма обширные дискреционные полномочия: принятие решения о возбуждении такого производства, проверка или расследование указанных обстоятельств, при наличии оснований для возобновления производства по делу — передача материалов в соответствующий суд, а при их отсутствии — прекращение возбужденного производства. Вопрос о возобновлении дела рассматривается в судебном заседании с участием прокурора.

В стадии и исполнения приговора прокурор также имеет значительные полномочия:

  • принимает меры, направленные на своевременное обращение приговора к исполнению;
  • вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении их судом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *